Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

Испытания и наладка холодильных машин

Цель испытания и наладки холодильных машин — обеспечение их холодопроизво — дительности при расчетных температурах охлаждаемого объекта и окружающей среды (воды или воздуха). Холодопроизводительность и потребляемая мощность холодиль­ных машин зависят от условий работы, от напряжения в сети, температуры окружаю­щей среды, температуры в охлаждаемом помещении, длины магистралей до конденса­тора и испарителя.

Требуемая холодопроизводительность должна быть достигнута при работе в номи­нальном режиме. Номинальным режимом является температурный режим, при кото­ром сравнивают холодопроизводительности компрессоров для кондиционеров — высо­котемпературный режим. Данный режим определяется следующими показателями: температура кипения хладагента +5°С; ,

Температура конденсации хладагента + 40°С; температура всасывания в компрессор +15°С;

Температура переохлаждения жидкого хладагента +35°С.

Испытания холодильных машин проводят при номинальном напряжении. Номи­нальная длина магистрали между внутренним и внешним блоком для сплит-систем рав­на 15 м и в техническом описании она не указывается. Если по техническим условиям на конкретное оборудование допускается расстояние между блоками больше или мень­ше (не равна 15м), максимальное значение расстояния между блоками по горизонтали и вертикали указывается в требованиях к монтажу системы. Величина перегрева паров хладагента на всасывании в компрессор зависит от длины магистрали. Регулируют ве­личину перегрева паров путем измерения температуры всасывающего трубопровода на выходе из испарителя, в месте установки датчика терморегулирующего вентиля (ТРВ). Номинальный перегрев на выходе из испарителя составляет 7°С. Номинальную холо- допроизводительность холодильной машины определяют по полученным значениям холодопроизводительности холодильной машины при испытаниях. Определяют темпе­ратуру окружающей среды, помещения, замеряют температуру всасывания перед ком­прессором. Затем по обобщенным характеристикам холодильных машин, представлен­ным на Рис.27.3.1 определяют номинальное значение холодопроизводительности.

СМС* оно»

Э’ э ном

 

2,0

 

1,4

1,0

0,6

 

1,4

0,8

 

-10

 

И°с

 

-10

 

Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

Рис. 27.3.1 Обобщенные характеристики холодильных машин

(10 — замеренная холодопроизводительность холодильной машины при определенной температуре окружающей среды, кВт;

Ооном ~ номинальная холодопроизводительность холодильной машины при номинальных температурах окружающей среды, кВт;

/У_ — потребляемая мощность электродвигателя компрессора, кВт;

/V (ти — потребляемая мощность электродвигателя компрессора при номинальных тем­пературах, кВт;

І — температура хладагента, полученная при испытаниях, ‘С.

Перед началом испытаний проверяют крепления ограждений, конструкций наруж­ных и внутренних блоков и устраняют обнаруженные дефекты.

Определяют наличие утечек хладагента.

Визуально проверяют всю систему с хладагентом. При этом обращают внимание на места повреждений; нанесения смазки; подверженные коррозии. Кроме этого про­веряются все трубы, шланги, соединительные муфты, приборы контроля состояния хладагента, места для подсоединения дополнительного оборудования, сварные и пая­ные швы, а также области вокруг мест соединений и все ответвления. Проверяют сис­тему на утечку течеискателем, визуально определяют места появления масла. Вследст­вие высокой взаимной растворимости масел и хладагента, утечки хладагента всегда сопровождаются появлением масляных пятен на трубопроводах, местах соединений и оборудовании.

Утечку хладагента из системы устраняют и производят вакуумирование.

Для заполнения цилиндра станции хладагентом к вентилю баллона с хладагентом подключают фильтр-осушитель, который гибким шлангом соединяют со штуцером. Влючают вакуумный насос и вакуумируют цилиндр. По достижении остаточного давле­ния, равного 5 Па, останавливают вакуумный насос. Открыв вентиль баллона, заполня­ют цилиндр хладагентом, контролируя его уровень. Чтобы из баллона в цилиндр посту­пило больше жидкого хладагента, его пары выпускают через обратный клапан.

Гибкими шлангами штуцера станции соединяют со штуцерами на всасывающем и нагнетательном вентилях компрессора холодильной установки. Включив вакуумный насос станции вакуумируют холодильную установку до остаточного давления 5 Па. Спустя 1 ч работы при этом остаточном давлении вакуумный насос выключают и вы­держивают систему под вакуумом в течение 1 ч. Затем, вводят из цилиндра станции в холодильную установку осушенный хладагент до достижения избыточного давления 30…50 кПа, нарушая вакуум.

Таким же образом проводят второе вакуумирование холодильной установки и вновь нарушают вакуум.

После третьего вакуумирования холодильную установку заполняют необходимым количеством хладагента из цилиндра станции. Когда давления хладагента в холодиль­ной установке и цилиндре станций будут равны, (что будет видно по прекращению цир­куляции хладагента через смотровое стекло) включают электронагреватель, встроен­ный в цилиндр станции. В результате давление в цилиндре повышается, и холодильная установка продолжает заполняться хладагентом. Количество хладагента, поступившего в холодильную установку, определяют по шкале цилиндра, которая имеет корректиро­вочную сетку по давлению хладагента в цилиндре.

Если существует опасность попадания в систему при транспортировке или монтаже неконденсирующихся газов, влаги, тройное вакуумирование производят следующим образом:

— присоединяют к системе манометровый коллектор, включающий мановаку — умметр;

— снижают давление в системе до 100 Па;

— закрывают вентиль на мановакуумметре и открывают вентиль на манометре вы­сокого давления, подключенном к баллону с азотом (вакуум-насос не выключают);

— повышают давление в системе до 0,6 Мпа;

— в течении 20 минут следят за показаниями манометра, если давление не падает, закрывают вентиль на манометре высокого давления и открывают вентиль на маномет­ре низкого давления, выпускают азот в атмосферу;

— закрывают вентиль на манометре низкого давления и открывают вентиль на ма — новакууметре, вакуумируют до давления 30-50 Па;

— повторяют операцию с подачей в отвакуумированную систему азота;

— вакуумируют в третий раз до минимального давления. Величина минимального давления определяется периодическим перекрыванием вентиля на мановакууметре, когда давление в системе прекратит повышаться с закрытым вентилем, вакуумирование прекращают;

— подключают манометр высокого давления к баллону с хладагентом;

— шланг продувают хладагентом и герметизируют;

Заправку холодильной машины осуществляют хладагентом в жидком состоянии. Жидкий хладагент подают в жидкостную линию. Количество хладагента контролируют с помощью весов, дозаторов и т. п.

Если необходимое количество заправляемого хладагента невозможно установить до заправки, заполнение холодильной машины осуществляют парами хладагента во вса­сывающую линию:

— после третьего вакуумирования к манометру низкого давления подключают бал­лон с хладагентом;

— шланг продувают хладагентом и герметизируют;

— открывают вентиль на манометре низкого давления и выравнивают давление па­ров хладагента в баллоне и холодильной машине;

— закрывают вентиль на манометре низкого давления;

— включают холодильную машину;

— контролируют величину давления конденсации и всасывания;

— после стабилизации давления всасывания и нагнетания контролируют их вели­чину, замеряют температуру переохлаждения и перегрева. Достижение необходимого уровня перегрева и переохлаждения осуществляют добавлением паров холодильного агента путем небольшого открывания вентиля на манометре низкого давления.

Испытания холодильных машин автономных кондиционеров начинают с определе­ния расчетного режима работы в конкретных условиях (Рис.27.3.2).

Расчетный режим работы холодильной машины характеризуется теплотехнически­ми характеристиками конденсатора и испарителя. Средняя логарифмическая разность температур между температурой окружающего воздуха и температурой конденсации хладагента в воздушных конденсаторах 8 — 15°С. Воздух в конденсаторе нагревается на 9-13°С. В конденсаторах, охлаждаемых водой, средняя логарифмическая разность тем­ператур составляет:

— в кожухотрубных — 4-6°С;

— в оросительных — 2-4°С;

— в испарительных — 3°С.

В воздухоохладителях кондиционеров разность температур между температурой воздуха в помещении и температурой кипения хладагента достигает 15-20°С. Темпера­тура воздуха, проходящего через воздухоохладитель, понижается на 8-12°С.

Давление кипения и конденсации определяется с помощью таблиц (2) по температуре кипения и конденсации насыщенного пара применяемого в кондиционере хладагента.

Ді«

подпись: ді« Испытание и наладка систем кондиционирования воздухаНаиболее удобно использование специальных линеек, показывающих зависимость давления насыщенного пара различных хладагентов от температуры.

Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

■«еріМ ««І »40»

Рис. 27.3.2 Теоретический цикл и схема работы холодильной машины.

А) Теоретический цикл холодильной машины 1:ос — температура окружающей среды; г пом — температура воздуха в помещении;

^переохлаждения — величина переохлаждения жидкого хладагента в конденсаторе;

^перегрева~~ величина перегрева паров хладагента в воздухоохладителе;

^подогрева эл — подогрев всасываемых паров хладагента электродвигателем компрессора;

ДТ0 — разность температур между температурой окружающей среды и температурой конденсации;

ДТП — разность температур между температурой воздуха в помещении, подходящего к воздухоохладителю и температурой кипения жидкого хладагента в испарителе возду­хоохладителя.

Б) схема холодильной машины

1— компрессор

2— конденсатор

3— дросселирующее устройство

4— испаритель воздухоохладителя

Пуск холодильной машины

1. Проверяют диаметр силовых электрических проводов и номинальную мощность пускового электрического оборудования, предназначенного для включения холодиль­ной машины.

2. Проверяют электрическую схему холодильной машины и подтягивают все резь­бовые соединения.

3. Перед первым включением необходимо убедиться в наличии нагревателя картера компрессора. Нагреватель картера компрессора включают до пуска компрессора. Зи­мой продолжительность предварительного прогрева составляет не менее 6 часов, летом предварительный прогрев осуществляют не менее 8 часов.

Нагрев картера компрессора осуществляется для удаления растворенного хладаген­та из масла. Если хладагент не удалить, при пуске в картере компрессора образуется по­ниженное давление и масло вскипает. Вспененное масло теряет свои смазочные свой­ства и начальный период времени компрессор работает без смазки. Чем выше темпера­тура масла, тем выше растворимость в нем хладагента. Поэтому для удаления хладагента летом необходим более длительный нагрев. Если компрессор включается вместе с на­гревателем картера, компрессор необходимо отключить от линии питания, с тем, чтобы включить для прогрева только нагреватель картера компрессора.

4. Подключают манометры высокого давления и низкого давления как можно бли­же к компрессору и включают компрессор.

Компрессор не включается (нет гудения)

1. Работает задержка компрессора при включении. Она может достигать 3-6 минуты.

2. Проверяют величину установленной температуры на пульте. Если она ниже тем­пературы в помещении, меняют уставку.

3. Проверяют температуру окружающей среды, если она ниже +16°С термистор на внешнем блоке кондиционера, предназначенного для охлаждения может не позволить включиться холодильной машине. Если кондиционер предназначен для обогрева, а температура окружающей среды ниже -25°С, также может сработать термистор внешне­го блока, защита от пониженной температуры испарителя.

4. Неисправен термистор размораживания;

5. Неисправен термистор нагнетания;

6. Неисправны термисторы температуры всасывания и кипения;

7. Неисправен термистор конденсатора.

Неисправность всех термисторов может быть обусловлена обрывом в цепи, для пре­дупреждения такой неисправности определяют наличие сопротивления термисторов и величину сопротивления. Также определяют наличие контакта термистора с платой управления и саму плату управления.

8. Работает защита компрессора при отклонении напряжения в сети больше задан­ного значения, перекоса фаз и выпадения фазы.

9. Работает защита компрессора от неправильного включения фаз (для трехфазного электродвигателя компрессора).

10. Неправильная уставка или отказ реле высокого и низкого давления. Регулируют или устраняют неисправность реле давления. Уточняют температурные характеристики работоспособности реле давления по паспортным данным. Для большинства электро­механических реле допустимая температура окружающей среды находится в диапазоне от — 15 до +55°С. При превышении заданных значений возможно изменение характери­стик мембраны.

11. Реле давления воды не позволяет включить компрессор. Если в системе исполь­зуется конденсатор с водяным охлаждением, он оснащается реле давления воды. Стан­дартное давление воды, используемое в конденсаторах с водяным охлаждением настра — ивается на давление 3-4 кг/см. Если давление в водяной сети недостаточно, реле разо­мкнет контакты. Также реле давления не позволит включить холодильную машину при засорении фильтра, устанавливаемого перед реле. Для визуализации протока воды кон­денсаторы водяного охлаждения оснащают разрывом водяного трубопровода на выходе из конденсатора.

12. Неисправность пускового конденсатора. Проверяют емкость конденсатора, при отклонении емкости более чем на ±20% от номинала, конденсатор заменяют. Проверя­ют паспортные характеристики конденсатора. Для большинства электролитических конденсаторов допустимая температура окружающей среды находится в диапазоне от —12 до +55°С. При работе за пределами рекомендуемого диапазона температур возмож­но значительное отклонение номинальной емкости конденсатора.

13. Неисправна плата размораживания внешнего блока.

14. Неисправна плата наружного блока.

15. Неисправна плата управления.

Компрессор не включается ( характерное гудение)

1. Неисправность пускового конденсатора (п.7. выше).

2. Неисправность рабочего конденсатора. Проверяют емкость конденсатора, при отклонении емкости более ±10% от номинала, конденсатор заменяют. Проверяют воз­можность эксплуатации рабочего конденсатора при данных температурах окружающей среды (п.7 выше).

3. Неисправно пусковое реле. Измеряют значения пусковых токов токовыми кле­щами. Если пусковые токи соответствуют номинальным значениям, заменяют пуско­вое реле. Величина пусковых токов может превышать значения рабочего тока в 6 раз.

4. Если значения пусковых токов превышают номинальные, а измерения сопротив­ления обмоток электродвигателя компрессора показывают их исправность, произошло заклинивание компрессора. Заменяют компрессор.

5. Происходит залив картера компрессора жидким хладагентом. При отсутствии на­гревателя картера, устанавливают нештатный нагреватель. Проверяют возможность об­разования во всасывающем коллекторе конденсата хладагента при пониженной темпе­ратуре окружающей среды. Если необходимо эксплуатировать холодильную машину, установленную во внешнем блоке, при отрицательных температурах окружающей сре­ды , рекомендуют установку дополнительных нагревателей картера компрессора в месте ввода в картер всасывающего трубопровода и на всасывающем трубопроводе, находя­щемся при пониженных температурах окружающей среды.

6. Если происходит отключение защитного электрооборудования, проверяют со­противление обмоток электродвигателя омметром. Для проверки сопротивления обмо­ток электродвигателя отключают силовые провода. В короткозамкнутой обмотке элект­родвигателя сопротивление обмотки меньше номинального значения.

Возможность замыкания обмотки на корпус проверяют мегаомметром.

Система включается с аварийного выключателя и не включается с пульта ДУ

Тестируют пульт дистанционного управления. Включают пульт и проверяют, горит ли жидкокристаллический дисплей. Если не горит, или нечеткое изображение, необхо­димо заменить батарейки. Затем устанавливают рядом находящийся радиоприемник в диапазон АМ и включают пульт. Если при включении пульта не возникают помехи ра­боте приемника, заменяют пульт ДУ. Проверяют, нет ли поблизости от внутреннего блока источника помех работе пульта (другой И К — излучатель, солнечные лучи, мощ­ный потребитель электроэнергии). Если такой источник находится, необходимо уста­новить фильтр на приемнике И К. Если источника помех не обнаруживают, заменяют приемник ИК на внутреннем блоке.

Компрессор включается, но работает короткими циклами

1. Неисправен рабочий конденсатор (п. 2 выше).

2. Работает защита от неисправности вентилятора конденсатора.

3. Работает защита от неисправности насоса дренажной системы.

4. Неисправно защитное реле. Проверяют значения рабочего тока электродвигателя компрессора токовыми клещами. Если значения рабочего тока соответствуют номина­льным, заменяют защитное реле. Если значения рабочего тока выше номинального, имеет место межвитковое замыкание обмоток электродвигателя компрессора. Комп­рессор заменяют.

5. Избыточное давление конденсации. Холодильную машину выключает реле высо­кого давления. Быстрое отключение реле высокого давления может вызвать:

— закрытый вентиль на нагнетательной линии;

— неработающий вентилятор конденсатора;

— избыток хладагента во внешнем блоке. Избыток хладагента может быть вызван его перезарядкой. Соблюдение технологии зарядки предупреждает избыток хладагента в системе. Также избыток хладагента во внешнем блоке может быть вызван понижен­ными температурами окружающей среды. Соблюдение правил эксплуатации позволяет предупредить появление избыточного хладагента в картере компрессора, во всасываю­щем трубопроводе.

— Наличие неконденсирующихся примесей в конденсаторе.

6. Недостаточное давление всасывания. Быстрое отключение реле давления паров хладагента на всасывании, при пуске холодильной машины может быть вызвано:

— недостаточным количеством хладагента;

— отсутствие теплопритоков на испаритель холодильной машины. Отсутствие теп — лопритоков может быть вызвано механическими препятствиями на пути воздушного потока, неисправностью вентилятора воздухоохладителя;

— отказом соленоидного вентиля перед ТРВ;

— засорением ТРВ или его неправильной регулировкой (ТРВ закрыто);

7. Отказ байпасного вентиля;

8. Отказ инвертора. Для проверки инвертора осуществляют следующие операции:

— отсоединяют провода от терминалов компрессора, измеряют напряжение на тер­миналах. Для проверки напряжения на терминалах (открытой фазы) используют анало­говый тестер. Отсоединив провода, включают инвертор и проверяют баланс напряже­ния между терминалами. Включают тестовый режим (обогрев) с помощью аварийного выключателя на внутреннем блоке. Прежде чем производить измерения, делают паузу в работе на одну минуту после включения вентилятора наружного блока. Измеряют пе­ременное напряжение в трех точках транзисторного блока. Если напряжение сбаланси­ровано — нормальное состояние. Если напряжение разбалансировано — неисправность (открытая фаза). При отключении транзисторного блока по току, неисправностью яв­ляется короткое замыкание. Для определения сопротивления транзисторного блока, отсоединяют провода и измеряют сопротивление на терминалах транзисторного блока в 6 точках (переменный ток). Если сопротивление бесконечное, транзисторный блок в норме. Если сопротивление находится в диапазоне от 0 до десятков Ом, блок неиспра­вен, короткое замыкание.

— если напряжение сбалансировано, проверяют обмотки компрессора;

Диагностику работы компрессора с инвертором осуществляют следующим образом:

Включают инвертор и измеряют время до остановки инвертора из-за повышения тока. Если продолжительность работы находится в пределах от 0 до 10 секунд, неисправно­стью является короткое замыкание обмоток компрессора. Если инвертор отключается через 10-60 секунд, компрессор заблокирован заклиниванием. При продолжительности работы инвертора от 1 до 5 минут, неисправность следует искать в гидравлической схе­ме холодильной машины

9. Отказ всех соленоидных вентилей.___________________________________________

Холодильная машина работает непрерывно, заданной температуры в помещении не достигается ни в режиме охлаждения, ни в режиме обогрева

1. Избыток хладагента в системе. На избыток хладагента в системе указывает вели­чина переохлаждения более 7°С и перегрева менее 4°С. Избытком хладагента в системе может быть нарушение технологии заправки.

Признаки избытка хладагента в системе могут появиться:

— при недостаточном тепловом потоке к воздухоохладителю (механические препят­ствия потоку воздуха, отказ вентилятора внутреннего блока, обмерзание испарителя, засорение воздушных фильтров, нарастание бактериальной слизи, недостаточным теп­ловым потоком к внутреннему блоку). В этом случае величина перегрева уменьшается, так как процесс кипения затруднен. Кипение происходит во всасывающем трубопрово­де и (или) в корпусе компрессора. Температура корпуса компрессора понижается. На корпусе компрессора может появиться роса, из-за конденсации влаги из окружающего воздуха или иней. Понижается уровень звука от работающего компрессора, снижается температура нагнетательного трубопровода. В конденсатор поступает меньше хладаген­та и уменьшается величина переохлаждения.

— при излишнем охлаждении конденсатора. В основном это происходит при вклю­чении холодильной машины при пониженных температурах окружающей среды. В этих условиях увеличивается количество хладагента в конденсаторе, увеличивается величи­на переохлаждения на выходе из конденсатора. Значительная часть хладагента остается в конденсаторе. Снижается давление конденсации. Уменьшается количество хладаген­та, поступающего в воздухоохладитель. Снижается давление всасывания. Увеличивает­ся перегрев на всасывании, повышается температура корпуса компрессора. Увеличива­ется шум от работающего электродвигателя компрессора;

— при появлении неконденсирующихся газов в холодильной машине. При наличии небольшого количества неконденсирующихся газов в системе, часть конденсатора ока­зывается занятой этими газами (воздух, инертные газы, использующиеся для консерва­ции холодильных машин, при вакуумировании и т. п.). Давление в конденсаторе повы­шается и увеличивается поток через дросселирующий элемент. Давление кипения в ис­парителе повышается. Температура нагнетания повышается. Температура корпуса компрессора повышается. Шум от работающего электродвигателя увеличивается. Зна­чения рабочего тока увеличивается. Переохлаждение жидкого холодильного агента при этом уменьшается. В связи с тем, что количество сконденсировавшегося хладагента уменьшается, увеличивается перегрев на всасывании;

— при неправильной регулировке ТРВ. Когда ТРВ слишком открыто. Температура кипения хладагента в воздухоохладителе повышается, давление всасывания увеличива­ется. Перегрев на всасывании уменьшается. Из-за того, что в конденсатор поступает бо­льше хладагента, величина переохлаждения увеличивается. Для того чтобы избежать переполнения испарителя жидким хладагентом, действуют следующим образом. Вра­щая регулировочный винт вправо (по часовой стрелке), повышают перегрев до прекра­щения колебаний давления. Затем вращают винт влево до точки начала колебаний. По­сле этого поворачивают винт вправо на 1 оборот (1/4) оборота. При такой настройке ко­лебания давления должны отсутствовать и испаритель работает в оптимальном режиме.

Колебания температуры перегрева в диапазоне ±0,5°С являются нормальным явлени­ем. После каждой операции с ТРВ, останавливают все работы на 20 минут и затем про­веряют последствия.

2. Недостаток хладагента. Недостаток хладагента характеризуется величиной пере­грева паров хладагента на всасывании более 12°С и величиной переохлаждения жидко­го хладагента менее ГС.

Недостаток хладагента может быть вызван:

— нарушением технологии заправки холодильной машины;

— утечкой хладагента из системы;

Внешние признаки недостатка хладагента в системе могут появиться в случае:

— наличия в системе неконденсирующихся примесей (воздуха и инертных газов). Если в системе достаточно много неконденсирующихся газов, практически весь кон­денсатор заполняется неконденсирующимися газами. В начальный период работы ком­прессора резко повышается температура на линии нагнетания и давление конденсации, но так как хладагенту конденсироваться негде, в испаритель жидкий хладагент поступа­ет в незначительном количестве. Температура испарителя остается высокой;

— наличия в системе влаги. Влага в холодильную машину может попасть из труб и теплообменников, хранящихся на складах, в условиях нерегулируемых температур. Если при монтаже осушение системы не производилось, влага остается в системе. Так­же влага может попасть в систему вместе с воздухом. Третий путь появления влаги в хо­лодильной машине — нарушение технологии сушки обмоток электродвигателя на заво- де-изготовителе компрессора. Нарушении технологии хранения холодильных масел приводит к их увлажнению и соответственно к появлению влаги в холодильной систе­ме. Вода практически нерастворима в хладагентах, применяемых в автономных конди­ционерах и маслах холодильных машин. Во время циркуляции влаги в холодильной ма­шине, при понижении температуры в дросселирующем устройстве влага может крис­таллизоваться и закупорить отверстие этого устройства (капиллярной трубки, ТРВ). Причем кристаллизация влаги в холодильной машине обусловлена механизмом обра­зования газовых кристаллогидратов. Под давлением 5 атм образование газового крис­таллогидрата воды с Я-22 начинается при температуре +12°С. Проверить, что образует­ся в конкретной холодильной машине, водный лед или кристаллогидрат, довольно про­сто. Кристаллогидрат отличается по своим физическим свойствам ото льда. Он также как и лед имеет кристаллическую структуру, то есть твердый, однако коэффициент пре­ломления света в нем другой, поэтому кристаллогидрат серого цвета. Плотность крис­таллогидрата выше, чем у воды, поэтому он тонет в воде. Свойства газовых кристалло­гидратов обусловливают возникновение ледяных пробок в холодильной машине не при 0°С, как следовало бы ожидать, а уже при +12°С;

— образования масляных пробок в воздухоохладителе. Образование масляных про­бок обусловлено свойствами холодильных масел и физическим состоянием хладагента в конкретном месте холодильной системы. При испарении жидкого хладагента в воздухо­охладителе масло выпадает в виде масляной пленки и возвращается в компрессор под действием силы тяжести. Если были нарушены правила монтажа воздухоохладителя: воз­духоохладитель был смонтирован без уклона трубок в сторону компрессора, уклон всасы­вающего трубопровода в сторону компрессора менее 2%, отсутствуют масловозвращаю­

Щие петли и обратные петли на вертикальных участках всасывающего трубопровода, мас­ло будет собираться в воздухоохладителе. Также масло останется в воздухоохладители при длительной работе холодильной машины в условиях недостатка хладагента;

— наличия механических загрязнений холодильной системы. Механические загряз­нения являются следствием нарушения правил монтажа: резка труб пилой, неправиль­ное пользование риммером дадут возможность циркулировать по системе медным опилкам. Ржавчина, окалина ( в свободном или связанном виде). Окалина в системе может появиться при нарушении правил пайки медных труб. Пайка допускается только при наличии небольшого избыточного давления азота внутри трубы. Это предупрежда­ет появление окалины. Использование несовместимых хладагентов и масел, смешива­ние минеральных и полиэфирных масел приводит к коагуляции масел. Образовавшие­ся сгустки также могут циркулировать по системе. Механические загрязнения наибо­лее быстро забивают фильтры фильтров-осушителей, фильтры перед ТРВ, сами ТРВ и капиллярные трубки, фильтры на входе всасывающей трубы в компрессор.

Недостаточное количество хладагента можно определить по наличию большого ко­личества пузырей в смотровом стекле, установленном после фильтра-осушителя.

Для определения количества пузырей применяют также электронные смотровые стекла, например Т1Р-4000А. Оно дает возможность заглянуть внутрь трубы с хлада­гентом при помощи ультразвука. При этом используют два датчика: один в качестве источника сигнала, а другой для его приема. Датчики выполнены в виде клемм, кото­рые можно прикрепить к любой металлической трубе. Звуковой, прерывистый сигнал прибора увеличивается по частоте при обнаружении пузырьков в жидкостной линии или капель в газовой линии. Кроме того, ряд индикаторов сигнализирует о движении пузырьков в трубе.

С помощью электронного смотрового стекла можно оптимизировать заправку хо­лодильной системы хладагентом для ее работы с максимальной эффективностью и от­казаться от установки обычного смотрового стекла, контролировать распределение по­тока в многосекционных испарителях, проводить настройку терморегулирующего вен­тиля и т. д.

— недостаток хладагента может быть вызван неправильной регулировкой ТРВ. На­пример ТРВ закрыт. Для того, чтобы отрегулировать ТРВ в этом случае, снижают пере­грев вращением регулировочного винта влево (против часовой стрелки), постепенно выходя на момент начала колебаний стрелки манометра, указывающие на колебания давления. Затем поворачивают винт вправо на один оборот (1/4 оборота). При такой настройке колебания давления должны отсутствовать и испаритель работает в оптима­льном режиме. Колебания температуры перегрева в диапазоне ±0,5 °С являются норма­льным явлением. После каждой операции с ТРВ, останавливают все работы по регули­рованию на 20 минут и затем проверяют последствия.

3. Отказ четырехходового клапана. Вентиль переключения с охлаждающего режима на нагревательный в случае отказа начинает работать как байпас, то есть перепускает хла­дагент с нагнетательной стороны на всасывающую сторону. Для проверки четырехходо­вого клапана отсоединяют компрессор от платы инвертора. Подают питание на внутрен­ний и наружный блоки кондиционера и включают аварийный запуск на обогрев. Через 3 минуты после подачи питания проверяют наличие напряжения между контактами четы-

Рехходового клапана и платой управления. Если напряжения 220В нет, плата управления или плата фильтра шума неисправны. Если напряжение есть, необходимо проверить исп­равность проводов катушки четырехходового клапана и самой катушки. I

А

4. При эксплуатации систем с несколькими внутренними блоками (мультисисте­мы) возможны ситуации, когда какие-то внутренние блоки не включаются. Если два блока включают на охлаждение и отопление, работать будет только один, тот, который был включен первым.

Наладка холодильной машины

Неконденсирующиеся газы. Для определения наличия неконденсирующихся газов холодильную машину выключают. После выравнивания температуры всех частей холо­дильной машины с температурой окружающей среды, измеряют давление. Давление в холодильной машине должно быть равно парциальному давлению пара хладагента при данной температуре. Если в системе нет соленоидных вентилей, парциальное давление определяют по наиболее низкой температуре, при которой находится либо внешний, либо внутренний блок кондиционера. Если давление в системе выше парциального давления хладагента, хладагент удаляют из кондиционера. В крупных установках кон­денсаторы холодильных машин оснащены выпускным клапаном в верхней части кон­денсатора. Если такого клапана нет, весь хладагент откачивают в баллон, на котором следует указать марку хладагента, «б/у». Холодильную машину вакуумируют и заправ­ляют гарантированно чистым хладагентом.

Механические загрязнения: Для определения наличия механических загрязнений холодильную машину выключают. Если повышение давления происходит медленно, или не происходит вообще, а хладагент в системе есть, это указывает на наличие меха­нических загрязнений. Для определения места засора определяют температуру филь- тра-осушителя, если она ниже температуры жидкостной линии, фильтр —осушитель за­меняют. Определяют температуру в месте соединения ТРВ с жидкостной линией, если температура накидной гайки ниже температуры жидкостного трубопровода, фильтр ТРВ демонтируют и прочищают. Для удаления механических загрязнений из капилляр­ной трубки или ТРВ их демонтируют и продувают инертным газом под давлением.

Влага в системе. Для визуализации наличия влаги в системе после фильтра-осуши­теля устанавливают смотровые стекла с индикатором влажности. Зеленый цвет индика­тора означает, что опасных загрязнений в хладагенте нет. Желтый цвет показывает, что жидкий хладагент поступает на ТРВ с влагой. Если смотрового окна нет, определение влаги в системе производят следующим образом: холодильную машину выключают. Следят за динамикой повышения давления в системе. Если давление повышается мед­ленно, а затем происходит скачкообразный рост давления — в системе влага. Однако стоит помнить о том, что влага в холодильной машине кристаллизуется при температу­ре + 12°С. Если внешний блок находится при более низкой температуре окружающей среды (капиллярная трубка или ТРВ обычно устанавливаются в нем), оттаивания крис­таллогидрата не произойдет и динамика изменения давления в системе будет аналогич­на динамике изменения при наличии механических загрязнений.

Наладка дросселирующих устройств

В зависимости от вида подачи давления из воздухоохладителя в кондиционерах применяют ТРВ с внутренним и внешним выравниванием. ТРВ с внешним выравнива­нием применяют в кондиционерах, где сопротивление испарителя воздухоохладителя не оказывает влияния на точность регулирования перегрева. Для мульти сплит-систем, где используется параллельная раздача хладагента в несколько испарителей использу­ются ТРВ с внешним уравниванием.

Общий принцип работы ТРВ с внутренним выравниванием в кондиционере с хла­дагентом 11-22. При достаточном заполнении системы, на выходе из испарителя возду­хоохладителя температура должна быть на 7°С выше, чем температура кипения. При до­стижении стационарного режима, температура кипения будет находиться примерно на уровне 4°С. Таким образом, в месте крепления термобаллона ТРВ, температура на вса­сывающем трубопроводе должна достигнуть 11 °С. Давление паров хладагента внутри корпуса ТРВ действует на чувствительный элемент — мембрану. При этом величина действующего давления соответствует давлению насыщенных паров хладагента при температуре кипения — 4°С и равна 5,6×105 Па. Давление паров хладагента, заправлен­ного в термобаллон, будет соответствовать температуре перегрева — 1 ГС и равно 7,0х105 Па. Эта разность давления обеспечивает соответствующее открытие дроссельного от­верстия, которое должно пропускать ровно столько жидкого хладагента, сколько в виде пара перекачивается компрессором.

В ТРВ с внешним выравниванием полость под мембраной связана с помощью тру­бопровода (уравнительной линией) с всасывающим трубопроводом в месте установки термобаллона. Уравнительная линия подключается к всасывающему трубопроводу на расстоянии примерно 0,10 м за термобаллоном по ходу движения хладагента. Такое устройство ТРВ позволяет уравновесить потери давления в трубках испарителя возду­хоохладителя. ТРВ с внешним выравниванием, подающие хладагент на несколько ис­парителей, оснащаются распределительным устройством. Распределительные устройства предназначены для создания большого сопротивления потоку жидкого хладагента, выходящего из ТРВ. Большое гидравлическое сопротивление на входе в испарители, находящиеся на разном расстоянии или имеющие разное гидравличе­ское сопротивление нивелирует эту разницу. Например, разность гидравлических со­противлений двух испарителей составляет 2 Па. Распределительное устройство со­противлением 100 Па делает эту разницу достаточно малой для того, чтобы оказывать существенное влияние на заполнение испарителей жидким хладагентом. Конструк­ции распределителей подразделяют на два типа: распределители, работающие по принципу трубки Вентури и диафрагменные. Оба распределителя имеют достоинства и недостатки. Распределители, сконструированные на принципе трубки Вентури до­пускают произвольную пространственную ориентацию, а диафрагменные распреде­лители обязательно устанавливают вертикально, с направлением потока сверху вниз. Однако в диафрагменных распределителях достигаются более высокие потери давле­ния из-за турбулизации потока.

, Настройка ТРВ на заводе-изготовителе оборудования в большинстве случаев со­ответствует^кштшалъжшхолодо компрессора. Если возникает

Необходимость регулирования, используют регулировочный винт. Большинство ТРВ оснащено регулировочным винтом, который при повороте направо (по часовой стрелке) увеличивает перегрев, при повороте налево (против часовой стрелки) — уменьшает.

Для ТРВ фирмы БаиЛ^ марок Т2/ТЕ2 полный оборот винта меняет температуру перегрева при мерно на 4°С. Начиная с ТЕ5, полный оборот регулировочного винта ТРВ дает температуру перегрева 0,5°С. ТРВ марок ТКЕ, начиная с ТКЕЗ, полный оборот ре­гулировочного винта дает изменение при мерно на 3°С. Эти данные приведены для тем­пературы кипения хладагента 0°С.

Если вращение винта настройки ТРВ не приводит к результату, рассматривают воз­можные неисправности:

1. Нарушения правил монтажа:

— капсула ТРВ должна быть установлена в верхней части всасывающего трубопро­вода. Чем ниже установлена капсула, тем меньше уровень жидкого хладагента в трубке. В то же время, чем больше диаметр всасывающего трубопровода, тем ниже рекоменду­ется устанавливать термобаллон;

— капсула ТРВ должна быть установлена таким образом, чтобы исключить влияние посторонних источников тепла или холода (теплоизолирована);

— капсулу ТРВ нельзя устанавливать после теплообменника;

— капсулу ТРВ нельзя устанавливать вблизи массивных агрегатов;

— капсулу ТРВ монтируют только на горизонтальном участке трубопровода;

— установка капсулы ТРВ на вертикальном участке трубопровода запрещена;

— установка капсулы ТРВ после масловозвращающей петли запрещена;

— капсула ТРВ и корпус ТРВ должны находится при одинаковых температурах окружающей среды;

— установка капсулы ТРВ на всасывающем коллекторе запрещена.

2. Слишком высокий перегрев (низкое давление всасывания):

— большие потери давления в воздухоохладителе. Необходимо установить ТРВ с компенсацией внешнего давления;

— недостаток хладагента;

— ТРВ закупорен льдом или механическими загрязнениями;

— несогласованная производительность ТРВ и кондиционера;

— утечка хладагента, заправленного в ТРВ из корпуса ТРВ или капсулы;

— перетекание жидкого хладагента из капсулы ТРВ в корпус ТРВ;

— плохой контакт капсулы ТРВ с трубопроводом, или влияние температуры окру­жающей среды на капсулу слишком велико;

— отсутствует теплообмен поверхности испарителя с окружающей средой. Обмора­живание поверхности испарителя, отказ вентилятора воздухоохладителя, забивание воздушных фильтров пылью и т. п.;

— ТРВ слишком прикрыто, это можно определить по наличию пульсации давления в установке.

3. Слишком малый перегрев (высокое давление всасывания):

— большое сечение ТРВ;

— неправильная регулировка ТРВ;

— перезарядка хладагентом.

Вместо ТРВ автономные кондиционеры могут быть оснащены электронным рас­ширительным клапаном. Проверка работы электронного расширительного клапана производится при отключении системы управления из-за неисправности. Выключают питание и убеждаются в том, что индикаторы на панели управления погасли. Затем включают питание снова. Электронный расширительный клапан должен работать в те­чение первых 30 секунд после подачи питания. В это время проверяют наличие импуль­са 12В между концами диода электронного расширительного клапана. Таким же обра­зом проверяют наличие импульса для всех четырех диодов. Если импульса нет, неисп­равна плата управления. Если происходит выключение компрессора, остановка венти­лятора конденсатора, электронного расширительного клапана, а вентилятор внутреннего блока продолжает работать, отсоединяют контакты электронного расши­рительного клапана на плате управления и проверяют наличие номинального напряже­ния на плате. Если напряжение есть и его величина соответствует номинальным пара­метрам, неисправен сам электронный расширительный клапан. Если напряжения нет, неисправна плата управления.

Испытания холодильной машины в стационарном режиме

Если холодильная машина начинает работать в нормальном режиме, производят настройку и проверку устройств защиты с помощью манометров высокого и низкого давления. Увеличивают давление конденсации до допустимого максимума и произво­дят настройку реле высокого давления. Например для воздушных конденсаторов холо­дильных машин, работающих на Я-22 величина допустимого высокого давления 22-25 бар. Понижают давление всасывания до допустимого давления и настраивают реле низкого давления. В кондиционерах ниже 0,5 бар не устанавливают.

После достижения заданной температуры в помещении, измеряют давление кон­денсации и кипения хладагента. Все показатели работы холодильной машины измеря­ют в стационарном режиме. Стационарным режимом для холодильной машины являет­ся момент перед третьей остановкой холодильной машины после достижения заданной температуры в помещении.

Также в стационарном режиме измеряют температуру переохлаждения жидкого хладагента на выходе из конденсатора и температуру перегрева в месте установки датчи­ка ТРВ. Отклонения температуры переохлаждения жидкого хладагента допускаются в пределах от 1 до 7°С, а температуры перегрева паров хладагента на всасывании 2-12°С. Оптимальное значение величины переохлаждения составляет 4°С, а перегрева 7°С. Предельные значения температур указывают на неисправность.

Работа холодильной машины в стационарном режиме в течение 72 часов без откло­нения измеряемых параметров, является основанием для окончания испытаний.

Испытание и наладка автономных кондиционеров воздуха.

Целью испытаний и наладки автономных кондиционеров являемся обеспечение требуемой подачи воздуха, холодо — и теплопроизводительности. При наличии систе­мы увлажнения — обеспечение требуемой влагоотдачи.

Работа автономного кондиционера должна обеспечить комфортное тепловое ощу­щение людей.

Параметры состояния воздуха выбирают согласно приложению №3 (Оптимальные условия микроклимата). На комфортные ощущения человека в значительной степени влияет скорость движения воздуха. Скорость движения воздуха возле человека также выбираются согласно рекомендуемым параметрам микроклимата.

Однако тепловое ощущение зависит не только от температуры, но и от относитель­ной влажности воздуха. Испарительное охлаждение человеческого тела имеет большое значение. На Рис. 27.3.3 показано, при каком значении температуры и относительной влажности нет видимого потообразования. Эта зависимость составлена для спокойного состояния человека.

Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

Рис.27.3.3. Область видимого потообразования

Исходя из требований к нормам состояния воздуха, температуру, относительную влажность и скорость воздуха измеряют в местах расположения людей, поэтому у на­ладчика должна быть схема расположения людей в помещении, согласованная с Заказ­чиком. При изменении расположения людей рекомендуется производить измерения снова и при необходимости изменить схему монтажа автономного кондиционера.

Подавляющее большинство автономных кондиционеров не оборудовано системой вентиляции наружным воздухом. Необходимо помнить, что при установке системы вентиляции необходимо проверить холодо — и теплопроизводительность автономного кондиционера с учетом влияния приточного воздуха.

Относительно систем увлажнения можно сказать, что в современных автономных кондиционерах их практически нет. Поэтому Заказчику надо рекомендовать установку увлажнителя.

Излишняя сухость воздуха отрицательно сказывается на состоянии слизистых обо­лочек человека и на его иммунитете к инфекционным заболеваниям, передающимся капельно-воздушным путем.

Комфортность среды определяется не только температурой, влажностью, подвиж­ностью, чистотой, концентрацией вредных газов, но и концентрацией и составом аэро­ионов.

Концентрация легких аэроионов для сельских районов составляет 500-1000 аэро — ионов в 1 см (до 2500 в горных районах). На улицах больших городов концентрация лег-

О

Ких аэроинов не превышает 200-400 в см.

Автономные кондиционеры оказывают весьма существенное влияние на концент­рацию легких аэроионов в воздухе помещения. Установлено, что воздух, проходя через фильтры очистки, омывая влажную поверхность воздухоохладителей, теряет до 90% легких аэроионов, при этом относительно увеличивается число тяжелых аэроинов.

Для улучшения аэроионного состояния необходимо применять искусственную ионизацию воздуха, осуществляемую аэроионизаторами. Заданные уровни концентра­ции аэроионов устанавливают для зоны дыхания (1-1,5 м от пола). Оптимальный уро-

О

Вень концентрации аэроионов лежит в диапазоне от 1500 до 5000 аэроинов в 1 см.

Современные автономные кондиционеры способны обеспечить следующие режимы:

— охлаждения;

— нагрева;

— осушения;

— вентиляции;

— очистка воздуха от пыли.

В настоящее время в большинстве кондиционеров источниками холода и тепла яв­ляются парокомпрессионные холодильные машины. Свойства этих машин позволяют устойчиво работать в диапазоне температур окружающей среды, при охлаждении кон­денсатора воздухом:

— при работе на охлаждение в пределах от +16 до +35°С (до +45°С для кондиционе­ров рассчитанных на работу в тропических условиях);

— при работе на нагрев, в пределах от —12 до +16°С. (Есть модели, работающие при более низких температурах).

В этих пределах холодо — и теплопроизводительность также меняется. Чем ближе к крайним значениям допустимой области температур окружающего воздуха, тем мень­ше холодо — и теплопроизводительность. Поэтому, соответствие действительной холо — до — и теплопроизводительности автономного кондиционера номинальной, определяют из зависимости, представленной в разделе «Испытания и наладка холодильных ма­шин». Оптимальным считают испытания кондиционера в режиме охлаждения при тем­пературе окружающей среды +25°С, а в режиме нагрева при +12°С.

В зависимости от оснащения системами автоматизации и исполнительными меха­низмами, автономные кондиционеры обладают следующими функциональными воз­можностями:

— установка времени включения (выключения) кондиционера;

— установка температуры воздуха в помещении при охлаждении или нагреве его с точностью до ГС;

— автоматическое запоминание и поддержание ранее выбранного режима или тен­денции пользователя к выбору определенных режимов;

— автоматический режим работы кондиционера в зависимости от температуры воз­духа в помещении, например:

— если в момент включения кондиционера, температура воздуха в помещении 25°С и выше, включается режим охлаждения;

— если в момент включения температура воздуха в помещении находится в пределах от 23 до 25°С, выбирается режим осушения;

— если в момент включения температура воздуха в помещении ниже +23°С, выбира­ется режим обогревания.

— устанавливается скорость и направление потока воздуха.

Скорость потока воздуха может быть задана как на самом низком уровне (ночной режим), так и на самом высоком. В автоматическом режиме кондиционер сам контро­лирует скорость и направление потока воздуха.

Направление потока воздуха зависит от выбранного режима работы кондиционера:

— в режиме охлаждения поток воздуха направлен сначала вниз, затем, по мере при­ближения к установленной температуре направление меняется на центральное и верх­нее. Когда температура достигает заданного значения, поток воздуха постоянно на­правлен вверх;

— в режиме осушения поток воздуха постоянно направлен вверх;

— в режиме нагрева поток воздуха постоянно направлен вниз.

Направлению потока воздуха может быть придана динамика колебательными дви­жениями направляющих шторок.

Испытания оконных кондиционеров, сплит-систем, мульти сплит — систем, начи­наются с проверки креплений, ограждений и целостности конструкций наружных и внутренних блоков. В случае необходимости устраняют обнаруженные дефекты. Про­веряют состояние теплообменника наружного блока, при необходимости очищают от пыли, пуха, промывают мойкой высокого давления.

Затем проверяют воздушные фильтры. При необходимости осуществляют мойку, чистку или замену.

Проверяют возможность утечки хладагента в резьбовых, фланцевых соединениях течеискателем. ‘• * , ‘

Проверяют состояние силовых и управляющих цепей. Подтягивают резьбовые сое­динения проводов на клеммных коробках, при необходимости заменяют предохраните­ли, наконечники, зачищают контакты.

Проверяют работу ТЭНов подогрева масла в картере компрессора. В случае наличия ТЭНа подогрева масла, перед пуском компрессора в зимний период компрессор отклю­чают, а ТЭН включают на прогрев картера компрессора не менее чем на 6 часов.

В летний период прогрев картера компрессора перед пуском осуществляют не менее

8 часов.

Осуществляют тестирование пульта, затем кондиционера с пульта и с автономной системы тестирования на внутреннем или наружном блоке.

Проверяют электродвигатель компрессора по пусковым токам и токам при работе в установившемся режиме.

Необходимо помнить, что пульт кондиционера может быть оснащен функцией за­держки включения компрессора. Если такой функции нет у пульта, подобную функцию могут иметь контроллеры на внешнем блоке, автоматы защиты компрессора холодиль­ной машины от перекоса фаз, выпадения фазы и тому подобным отклонениям при ра­боте в электрической сети. Такие автоматы после каждого несанкционированного от­ключения кондиционера осуществляют задержку пуска компрессора от трех минут и более, до 5-6 минут. Поэтому перед каждым новым включением кондиционера необхо­димо иметь сведения об автоматических устройствах задержки пуска компрессора.

Перед включением кондиционера необходимо иметь информацию о функциональ­ных устройствах, регулирующих пуск и остановку компрессора в зависимости от усло­вий работы холодильной машины.

К таким функциональным устройствам можно отнести:

— защита от неправильного включения фаз (встречается на спиральных трехфазных компрессорах);

— тепловую защиту обмоток электродвигателя, которая контролируют величину потребляемой мощности компрессором и при превышении заданной величины пуско­вых токов отключит компрессор;

— защитные реле давления: реле давления конденсации, реле давления всасывания, реле контроля смазки;

— реле, обеспечивающие работу кондиционера при низких температурах окружаю­щей среды: реле давления конденсации включающее и выключающее вентилятор, реле давления хладагента на всасывающей стороне включающее и выключающее компрессор;

— термостаты (датчики температуры):

— защита от повышенной температуры нагнетания;

— защита от пониженной температуры перегрева;

— защита от пониженной температуры окружающей среды;

— защита от повышенной температуры катушки байпасного вентиля;

— контроль температуры воздуха в помещении и включение и выключение комп­рессора или соленоидного клапана перед ТРВ;

— защита от обмерзания (в данном случае может быть две защиты, одна на теплооб­меннике внутреннего блока, другая на теплообменнике внешнего блока);

— датчик температуры электронного регулирующего вентиля;

— датчик уровня жидкого хладагента в ресивере;

— защита от неисправности вентилятора конденсатора (проверка рабочего тока вентилятора), в случае отклонения защита отключает кондиционер через 2-3 минуты;

— соленоидные клапаны;

— байпас (разгрузочный соленоидный клапан, работающий при пуске компрессора);

— соленоидный клапан перед терморегулирующим вентилем, также служащий для снижения нагрузки на мотор компрессора в пусковых режимах;

Проверяют величину электромагнитного поля вокруг внутреннего блока кондицио­нера. При попадании рабочего места в зону электромагнитного поля меняют подключе­ние фаз и таким путем уменьшают размеры электромагнитного поля.

Замеряется подача воздуха вентилятором внутреннего блока и вентилятором внеш­него блока. Измеряют скорость воздуха на рабочих местах анемометром. При этом не­

Обходимо учесть, что в зоне затылка и ног принудительная циркуляция воздуха не допу­скается.

При максимальной расчетной тепловой нагрузке (+35°С температура наружного воздуха) коэффициент рабочего времени кондиционера не должен превышать 0,8. Ко­эффициент рабочего времени определяется отношением времени работы компрессора к общему времени в установившемся режиме. Продолжительность общего времени определяют в течение не менее трех циклов работы компрессора. Таким же образом определяется и теплопроизводительность кондиционера при минимальной температу­ре окружающей среды (для большинства кондиционеров, работающих по циклу тепло­вого насоса эта температура составляет -12°С).

Расчетные рабочие параметры кондиционеров (охлаждение):

Внутренний блок

— температура всасываемого воздуха 27°С (сухой термометр), 19, 5°С (мокрый тер­мометр);

— температура воздуха на выходе из внутреннего блока +17°С;

— подача воздуха 2,5-3 м /мин/кВт холодопроизводительности.

Наружный блок

— температура наружного воздуха 35°С;

— давление нагнетания 1,88-2,13 МПа;

— температура нагнетания 80-100°С;

— давление всасывания 0,43-0,48 МПа;

— температура кипения 5-14°С;

— подача воздуха 5-6 м /мин/кВт холодопроизводительности.

К функциональным устройствам также относятся и регуляторы давления. Регулято­ры давления марки КУ поддерживают давления всасывания и конденсации постоянны­ми, вне зависимости от условий работы установки.

Наладка мулыи сплит-систем

Когда в систему входит несколько параллельно подключенных внутренних блоков, а работает на них один компрессор, применяются функциональные устройства, спо­собные обеспечить постоянное давление всасывания во всех испарителях одновремен­но. Регуляторы давления всасывания устанавливают во всасывающей магистрали. Они оснащены манометрическим отводом, которые служат для настройки давления кипе­ния. При повышении давления на входе в испаритель, регулятор открывается. Регуля­тор давления всасывания устанавливают за испарителем, давление в котором самое вы­сокое, то есть наиболее удаленный от компрессора. Для того чтобы избежать конденса­ции хладагента в испарителе с минимальным давлением кипения (наиболее близким к компрессору), за таким испарителем устанавливают обратный клапан.

Для кондиционеров, оснащенных воздушным конденсатором, применяются устройства, обеспечивающие постоянное давление конденсации — регулятор давления или соленоидный клапан. Когда давление конденсации возрастает, регулятор или кла­пан открывается. Регулятор давления конденсации (клапан) устанавливают между кон­денсатором воздушного охлаждения и ресивером. Регулятор оснащен манометриче­ским отводом, который служит для регулировки давления конденсации.

Регулятор давления конденсации работает в комплекте с регулятором давления в ре­сивере или клапаном. Регулятор давления, как и клапан предназначен для поддержа­ния необходимого давления в ресивере. Регулятор оснащен манометрическим штуце­ром для регулирования давления в ресивере.

Для снижения расхода электроэнергии применяют ряд устройств, позволяющих из­менять холодопроизводительность установки. При включении компрессора величина пусковых токов превышает значения рабочих токов в три-четыре раза. Величина пуско­вых токов обусловлена силами инерции мотор-компрессора и разностью давления кон­денсации и всасывания. Для снижения разности давления применяют байпасные кла­паны, регуляторы производительности компрессора. Регуляторы производительности позволяют избежать излишнего понижения давления кипения при запуске и дополни­тельных включений компрессора. Регуляторы производительности и байпасные клапа­ны устанавливают на байпасной магистрали между всасывающим и нагнетательным патрубком компрессора. При понижении давления на всасывающей магистрали откры­вается регулятор. Байпасный клапан открывается с помощью реле времени, или токо­вого реле, когда пусковые токи мотор-компрессора снижаются.

Также в ряде компрессоров применяются инверторы, эти устройства изменяют час­тоту тока, таким образом, изменяется количество оборотов компрессора. Такие устрой­ства наиболее распространены в мульти сплит-системах. При достижении заданного температурного режима внутренние блоки отключаются. Для того чтобы не снизилось давление кипения, снижают количество оборотов, и производительность компрессора падает. Таким путем достигают понижения производительности компрессора до 40%.

Испытания и наладка систем чиллер-фанкойлы.

Наладка систем чиллер-фанкойлы заключается в обеспечении требуемых темпера­тур воздуха внутри охлаждаемых или отапливаемых помещений. Необходимым услови­ем наладки является обеспечение в системе чиллер-фанкойл расчетного теплового и гидравлического режима.

Наладка систем производится в следующем порядке:

— разрабатывают мероприятия по наладке системы;

— выполняет разработанные мероприятия монтажная организация или Заказчик;

— регулируют систему чиллер-фанкойлы.

Разработку мероприятий по наладке системы начинают с обследования системы чиллер-фанкойл, при этом выявляют фактические эксплуатационные режимы, воз­можные дефекты проекта, монтажа и т. д.

На основе проекта и данных обследования уточняют необходимый тепловой режим системы чиллер-фанкойлы, определяют расходы теплоты, теплоносителя, холодопро — изводительности при расчетных условиях. Определение производят по отдельным эле­ментам системы (фанкойлам, стоякам, ветвям) и в целом по системе.

Производят гидравлический расчет трубопроводов системы чиллер-фанкойлы. Рассчитывают количество балансировочных клапанов по ветвям, ответвлениям, стоя­кам, фанкойлам системы для обеспечения условий расчетного гидравлического режима системы.

Определяют возможность и способы обеспечения системой чиллер-фанкойлы не­обходимых параметров по температуре, а насосной станции по давлению.

При обследовании системы чиллер-фанкойлы:

— выявляют типы и количество установленных фанкойлов;

— определяют наивысшую отметку гидравлической системы;

— составляют расчетную схему трубопроводов системы чиллер-фанкойлы с указа­нием длин и диаметров участков, наличия фанкойлов;

— определяют состояние наружных и внутренних поверхностей фанкойлов, изоля­ции разводящих трубопроводов, строительных ограждений здания (окон, фрамуг, во­рот и т. п.);

— определяют наличие необходимых воздухосборников;

— знакомятся с гидравлической схемой, с местами расстановки арматуры и регули­рующих приборов.

При ознакомлении с гидравлическим и тепловым режимом работы системы чил­лер-фанкойлы устанавливают:

— особенности системы, степень и характер гидравлической и тепловой разрегули­ровки, участки фанкойлов, не участвующие в процессе теплообмена и т. д.;

— давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах на чиллере;

— соответствие расчетному графику температур теплоносителя на подающем и об­ратном трубопроводе на чиллере;

— режим работы чиллера.

На основе материалов обследования составляют перечень мероприятий по упоря­дочению работы системы. В этот перечень включают следующие указания:

— по устранению выявленных при обследовании дефектов проекта и монтажа;

— по очистке и промывке фанкойлов;

— по устранению перемычек на подающем и обратном трубопроводе;

— по изменению принципиальной схемы разводки трубопроводов;

— по переделке обвязки фанкойлов с параллельного на последовательное по тепло­носителю;

— по установке недостающих контрольно-измерительных приборов и запорно-ре­гулировочной арматуры;

— по установке недостающих воздухосборников;

— по ремонту установленного оборудования арматуры;

— по приведению в порядок здания (остекление фонарей и окон, приведение в исп­равное состояние дверей, фрамуг и т. п.)

Тепло — и холодопроизводительность для расчетных условий при соответствии про­екта натуре принимают по проектным данным.

Расчетные расходы воды для фанкойла, стояка, системы в целом определяют по за­висимости:

А*0Р 1/>/л (27.3.1)

(Т1р-Т2р)Св

ЧЗ

Где: А =1(10 );

Т1р, Т2р — расчетные температуры тепло — и хладоносителя в подающем и обратном трубопроводе системы чиллер-фанкойлы, °С;

Св =4,187 кДж/кг°С.

Перед началом работы, в системе создают избыточное давление, которое в районе рас­ширительного бака насосной станции обычно поддерживают в пределах от 1,5 до 3,5 бар.

Для обеспечения нормальной работы расширительного бака в его буферной емкости создают давление азота примерно на 0,05 — 0,3 бара ниже расчетного давления заправки.

Падение давление теплоносителя в испарителе и конденсаторе обычно составляет от 3 до 90 кПа.

Температурный предел работы системы чиллер-фанкойлы определяется типом теп­лоносителя. Если в системе применяют воду, температура воды на выходе может со­ставлять от 4 до 60°С, при применении антифризов, температура антифриза может со­ставлять от —20 до 60°С.

Гидравлический режим системы чиллер-фанкойлы стабилизируется с помощью постоянных сопротивлений балансировочных клапанов, а также средств автоматиче­ского регулирования, устанавливаемых на системы чиллер-фанкойлы.

Балансировочные клапаны для гашения избыточного располагаемого напора на си­стеме чиллер-фанкойлы могут устанавливаться как на подающем, так и на обратном трубопроводе в зависимости от необходимого для системы гидравлического режима. Во избежание засорения отверстий, балансировочные клапаны рекомендуют устанавли­вать на горизонтальном участке трубопровода. Либо их устанавливают на вертикальном участке трубопровода с восходящим направлением движения теплоносителя.

Регулирование системы чиллер-фанкойлы в летний период производят только по­сле выполнения разработанных мероприятий по наладке и устранению всех недоделок, а также после проведения ревизии обеспечения балансировочными клапанами расчет­ных параметров по температуре и давлению.

Наладка систем чиллер-фанкойлы включает:

— обеспечение расчетного расхода теплоносителя на систему в целом и по отдель­ным ее элементам, при несоответствии фактических расходов расчетным, производят корректировку путем регулирования балансировочных клапанов;

— обеспечение расчетных внутренних температур в помещениях.

Регулирование системы кондиционирования в целом и по отдельным фанкойлам бази­руется на проверке соответствия фактических расходов теплоносителя расчетным. Степень соответствия фактического расхода теплоносителя расчетному, определяют температурным перепадом теплоносителя в системе и в отдельном фанкойле. Замеры температур на трубо­проводах производят только в стационарном режиме работы системы чиллер-фанкойлы.

Система теплоносителя содержит следующие компоненты:

— Циркуляционный насос, обеспечивающий необходимый расход и напор потока теплоносителя;

— Изолированный резервуар для воды, емкость которого не ниже 10 литров на 1 кВт мощности. Этот резервуар является аккумулятором теплоты или холода для обеспече­ния достаточно продолжительной стоянки компрессора;

— Расширительный бак. Бак может быть диафрагменного или открытого типа. В любом случае выходной патрубок перепускного или предохранительного клапана дол­жен быть четко виден. Емкость бака должна учитывать 2% увеличение общего объема жидкости в системе: испаритель — трубопроводы — контуры фанкойлов — резервуар при необходимости. При применении антифризов емкость расширительного бака увеличи­вают на 40-45%. Расширительный бак не нуждается в теплоизоляции, так как вода в нем, как правило не циркулирует.

— Реле протока, которое останавливает холодильную машину при отсутствии цир­куляции теплоносителя. Реле протока монтируют выше холодильной машины на гори­зонтальном участке трубопровода, на расстоянии не менее 10 диаметров от изгибов, клапанов и других элементов, которые могут создавать помехи восходящему или нисхо­дящему потоку теплоносителя через реле протока.

— В качестве альтернативы вместо реле протока устанавливают дифференциальное реле давления с разомкнутыми контактами. Это реле должно реагировать на падение давления теплоносителя, циркулирующего через испаритель;

— В наивысших точках системы трубопроводов должны быть смонтированы за­слонки;

— На подводЯщЕм водяном трубопроводе должны быть смонтированы стопорные клапаны;

— В самых низких точках системы должны быть смонтированы места слива (с за­глушками, пробками и т. п.);

— Система трубопроводов должны быть теплоизолирована;

— Для снижения уровня шума в системе трубопроводов должны быть установлены

Упругие муфты. ’ .

Перед заполнением системы теплоносителем необходимо убедиться в том, что она свободна от посторонних веществ, песка, камней, ржавчины, припоя, шлака и других посторонних материалов.

Для промывания системы трубопроводов используют байпас, установленный перед Холодильной машиной.

Вверх по течению к насосу устанавливают сетчатый фильтр (16 отверстий на 1 см ).

Вода, использующаяся в системе трубопроводов, должна быть обработана с тем, чтобы ее жесткость находилась в пределах стандартов (10-15°.Бг.).

При использовании антифризных растворов необходимо учитывать влияние про­центного содержания вещества на расход воды, холодопроизводительность системы чиллер-фанкойлы, величину падения давления.

Поправочные коэффициенты для характеристик антифризных растворов на основе этиленгликоля приведены в таблице 27.3.1.

Таблица 27.3.1

Процентное содержание этиленгликоля по весу, %

Точка

Замерзания,

°С

Поправочный коэффициент

Холодо-

Производительность

Расход воды

Падение давления

0

0

1

1

1

10

-4

0,990

1,015

1,07

20

-10

0,980 1,035 J

1,16

30

-17

0,965

1,075

1,27

35

-20

0,955

1,110

1,40

40

-25

0,950

1Д4

1,40

50

-37

0,930

1,215

1,55

На Рис. 27.3.4 представлена схема подсоединения испарителя к системе трубопро­водов. Рекомендуемый размер дренажных патрубков 1, для того, чтобы их можно было использовать для химической промывки теплообменника.

В случае параллельного соединения двух и более чиллеров, соединение должно вы­полняться по схеме «Реверсивного возврата», как показано на Рис. 27.3.5, для того, что­бы обеспечить возможность сбалансированного падения давления в контуре каждой машины. Гидравлическая схема должна гарантировать постоянный расход воды к теп­лообменнику при всех рабочих или наладочных условиях.

Схема подсоединения конденсатора, охлаждаемого водой, аналогична схеме под­соединения испарителя. Отличия заключаются в том, что в подающую линию включа­ется водорегулирующий вентиль, соединенный трубопроводом с линией нагнетания компрессора. В зависимости от давления нагнетания вентиль регулирует расход охлаж­дающей воды. На водорегулирующий вентиль устанавливают байпасную линию, кото­рая используется при промывании теплообменника. На Рис. 27.3.6 представлена схема подсоединения конденсатора.

Ь

Ш

Ь

1

Ггг

Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

 

Л

 

5

ШЯ

 

 

Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

Рис. 27.3.4 Схема подсоединения испарителя:

1 — Реле протока, 2- Дренажный патрубок, 3- Ареометр, 4- Фильтр, 5′ — Антивибрационная муфта, 6 — Термометр, 7 — Задвижки.

Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

Рис. 27.3.5. Параллельные гидравлические соединения

1~ Задвижки, 2- Калибровочный клапан.

Предварительная проверка системы:

— проверяют все электрические контакты и свободное движение всех подвижных деталей контакторов;

— проверяют баланс напряжения и фаз в сети питания холодильной машины;

Испытание и наладка систем кондиционирования воздуха

Рис. 27.3.6 Схема подсоединения конденсатора

1 — Водорегулирующий вентиль, 2—Дренажный патрубок, 3 — Байпас, 4 — Фильтр,

5 — Противовибрационные соединения, 6 — Термометр, 7 — Задвижки,

8 — разрыв трубопровода для визуализации потока воды.

— проверяют заполнение схем испарителя и конденсатора, возможность свободной циркуляции теплоносителя без утечек и пузырей;

— если заправлен антифриз, проверяют соответствие концентрации антифриза; проверяют правильность направления вращения насоса, включают систему циркуля­ции теплоносителя и оставляют его работать 24 часа. Затем очищают сетчатые фильтры, установленные перед насосом;

— производят балансировку системы по заданным величинам расхода теплоносителя;

— проверяют точность позиционирования датчиков и зондов;

— открывают все клапаны на холодильной машине;

— проверяют работоспособность нагревателей картера компрессора и включают их на обогрев картера как минимум на 12 часов.

Первоначальный пуск системы чиллер-фанкойлы:

— подают питание на холодильную машину (как минимум за 12 часов до пуска);

— проводят в действие холодильную машину путем пуска, машина находится в ре­жиме ожидания;

— устанавливают желаемую температуру циркулирующей воды (заводская уставка 12°С для режима охлаждения и 45°С для режима нагрева);

— при необходимости изменяют уставку температуры, при которой компрессор за­пускается и останавливается;

— выбирают на пульте режим работы чиллера (охлаждение или нагрев) и включают его, чиллер начинает работать;

— приводят холодильную машину в режим ожидания;

— производят повторный пуск холодильной машины в другом режиме.

Проверяют температуру теплоносителя на входе теплообменника, на выходе, рас­ход жидкости.

Система управления чиллер-фанкойлы имеет следующие функциональные воз­можности:

— регулировка мощности в два этапа;

— задержку пуска компрессора как минимум на три минуты;

— активирует защиту испарителя от замораживания теплоносителя;

— включает аварийную сигнализацию;

— задает и индицирует уставку температуры рециркулирующей жидкости: 4-15°С для охлажденной воды, от —20 до 15°С для антифриза, 25-60°С для жидкости в режиме отопления.

Диагностика работы системы чиллер-фанкойлы

Холодильная машина не включается:

— см. пп. 1-16 соответствующего раздела;

— реле протока не включает компрессор, нет протока теплоносителя, неисправно реле;

— включены блокировки насосной станции, неисправности в системе теплоносителя;

— активирована защита от замерзания теплоносителя в испарителе.

Холодильная машина включается и работает короткими циклами:

— См. пп. 1-9 соответствующего раздела;

— Реле высокого давления отключает компрессор в связи с сильным засорением труб. Засорение труб диагностируется повышенной разностью температур на входе и выходе из теплообменника. Эффективный теплообмен определяется разностью темпе­ратур 5-7°С на выходе из теплообменника и температурой кипения хладагента. Более высокая разница свидетельствует о загрязнении;

— Дифференциальное реле давления потока теплоносителя отключает холодиль­ную машину вследствие малой разницы давлений из-за засорения системы.

Заправлять контуры рекомендуют водой, прошедшей антиводорослевую и антииз — вестковую обработку.

Очищают водяной контур конденсатора ингибированной и пассивированной кислотой.

ПРИЛОЖЕНИЕ Комплект контрольно-измерительных приборов для испытания систем вентиляции и кондиционирования воздуха

1. Микроманометр

2. Комбинированный приемник давлений длиной, 0,5, 1,1,5 м

3. Приемник полного давления длиной, 0,5, 1, 1,5 м

4. Резиновые шланги внутренним диаметром 4-5 мм, наружным 8-9 мм

5. Анемометр крыльчатый

6. Анемометр чашечный

7. Термоэлектроанемометр

8. Секундомер

9. Термометр технический, до 250, 100, 50°С

10. Термометр лабораторный с ценой деления 0,1, 0,2°С

11. Термометр цифровой термопарный

12. Термометр цифровой с датчиком сопротивления с длиной соединительного ка­беля 2 м

13. Термометр шаровой

14. Пирометр

15. Прибор для измерения плотности тепловых потоков

16. Пиронометр Янишевского М-80

17. Актинометр

18. Тахометр

19. Психрометр аспирационный

20. Психрометр электронный

21. Гигрограф

22. Термограф

23. Измеритель шума и вибрации

24. Манометр технический

25. Манометр образцовый

26. Дифференциальный манометр трубчатый и — образный

27. Цифровой тестер для определения напряжения, сопротивления

28. Цифровой тестер — клещи для бесконтактного определения токов

29. Мегаомметр

30. Течеискатель электронный

31. Развальцовка

32. Труборезы для труб большого и малого диаметров.

33. Шарошка

34. Риммер

35. Вакуумный насос

36. Зарядная станция с возможностью сбора и регенерации хладагента

37. Манометрическая станция с вакуумметром в комплекте со шлангами для под­ключения к холодильной машине

38. Гибочные пружины, трубогиб

39. Газосварочная станция

40. Азотный редуктор

41. Расширитель труб

42. Набор разовых баллонов с необходимыми хладагентами, баллон с азотом, балло­ны для газосварочной станции, баллон для сбора хладагента на регенерацию

43. Мойка высокого давления

44. Зачистка для кабеля

45. Обжимка для труб

46. Уровень

47. Переговорное устройство (рация)

48. Пистолет для силикона

49. Пистолет для монтажной пены

50. Припои, флюсы, сосуд с вакуумным и холодильными маслами

51. Ключ с трещеткой на квадрат 6 мм

52. Ключ с трещеткой на квадрат 8 мм

53. Набор разводных ключей

54. Тестер кислотности

55. Набор стандартных инструментов для слесарных работ

56. Набор стандартных инструментов для производства электротехнических работ

57. Фонарь с зеркалом

58. Набор пробойников

Posted in Системы вентиляции и кондиционирования


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *