Вентиляция супермаркетов

Типовая схема супермаркета представлена ниже:

Вентиляция супермаркетов

Ф-

 

2

-‘Ф

 

Складские помещения

 

* ГІ

Г<

 

(£>

 

Торговый зал

 

2

ЧО

О

 

Кассовая зона

 

Зона магазинов

 

-240 >

 

О

 

© Рис. 20.1

 

Торговый зал площадью более 17 ООО м2 с равномерным распределением покупате­лей и кассовая зона с местным сосредоточением, особенно в выходные дни.

Зона магазинов по фасаду здания перекрывает потоки тепла от солнечной радиа­ции, идущие в здание, защищая от нее торговый зал, так как боковые и задние стены су­пермаркетов обычно глухие.

Технические решения по магазинам традиционные, типовые: подача воздуха сверху через плафоны веерными либо коническими струями при высоте потолка 3—6 м и уда­ление тоже сверху через решетки или плафоны. Эти решения регламентируются СНиП 2.04.05-91* 2003 г. и МГСН 4.13-97.

Системы отопления для магазинов, обычно принадлежащие разным владельцам, должны быть автономными с узлами учета для осуществления адресного расхода тепла. Системы отопления обычные, водяные с термостатическими вентилями, двухтрубные, с попутным движением воды и температурой теплоносителя, не превышающей пара­метры: гг = 95 °С, ^ = 70 °С.

Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года приведены в табл. 20.1.

 

Для систем вентиляции и кондиционирования встроенных и встроено-пристроен — ных магазинов расчет воздухообмена производится по тепловому и воздушному балан­су и проверяется по кратности и нормативам подачи свежего воздуха.

Тепло — и влаговыделения от покупателей рассчитываются по нормам легкой рабо­ты, от работающего персонала — по нормам работы средней тяжести. Количество жен­щин как среди покупателей так, и среди работающего персонала принимается в размере 60 % от общего числа.

Количество людей, находящихся в торговых залах магазинов, следует определить по тех­нологическому заданию или исходя из площади торгового зала, занятого одним человеком:

— 6м для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники,

Книжных, спортивных, ювелирных; — —

— 5 м2 для других непродовольственных магазинов и для всех продовольственных.

В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров

Принимается из расчета:

— одно рабочее место на 100 м2 в продовольственных магазинах;

— одно рабочее место на 160 м в непродовольственных магазинах.

Норматив подачи свежего воздуха: 20 м /ч на покупателя и 60 м /ч на работника магазина.

Параметры воздуха в теплый период для пристроенных магазинов и торгового зала супермаркета:

^ = 25 °С фй < 60%. Это параметры кондиционирования 2-го класса.

Нормативный воздухообмен обычно выполняет общая приточная система, а дефицит по холоду в теплый период снимается либо сплит-системами, отдельно по магазинам, либо фанкойлами, работающими от чиллера с автономными узлами учета холода.

Требуемое количество наружного воздуха для торгового зала супермаркета составит:

4 = 3000 *20 + 200 *60= 72000м3/ч.

Транспортирование и равномерная раздача такого количества воздуха весьма проб­лематичны. Решение — децентрализация приточных систем. Если подвесить приточ­ные агрегаты на высоте 6—8 м над уровнем пола с расчетом один агрегат на площадь об­служивания 24×24 м с забором воздуха с крыши супермаркета вертикальным воздухово­дом, очисткой воздуха в фильтре и последующим нагревом или охлаждением и подачей компактной струей через регулируемую решетку вниз, такое решение позволит значи­тельно снизить капитальные затраты и обеспечить свежим воздухом весь торговый зал. Число агрегатов составит 30 единиц с подачей 2400 м /ч каждый.

Вытяжные системы с той же подачей следует выполнить в виде естественной вытяжки из верхней зоны помещения. 15 шахт размером 1000×1000 мм, снабженных зонтами, утеп­ленными клапанами с электрообогревом створок, поддоном, соединенным с дренажной системой, справятся с этой задачей. Скорость воздуха в каждой шахте составит 1,3 м/с.

Как быть с отоплением? Тепловые потери корпуса при его высоте Юм составят 726 кВт при внутренней температуре ^ = 16 °С, наружной 1:н = —26 С и удельной тепловой характе­ристике qyд = 0,1 Вт/м3 °С. Отопление должно быть воздушным и выполняться теми же

Подвесными агрегатами. Тепловая мощность каждого из них должна быть: = 24 кВт.

Подвесные агрегаты должны работать в режиме полной рециркуляции, т. е. забирать воздух из верхней зоны и подавать вниз. Температура перегрева воздуха составит:

T =/ +£1М=16+—24000_*3’6—=46 °С. " в с*С„ 1,005*2400*1,2

Это несколько выше допустимой в 45 °С, следовательно, к системам воздушного топления следует подключить еще несколько агрегатов.

Для расчета теплого периода нужно определить тепловыделения (по явному теплу): от покупателей при ^ = 25 °С 3000*65 = 195 000 Вт

От обслуживающего персонала при ^ = 25 °С 200*70 =14 000 Вт

От освещения при освещенности 400 лк; qyд = 30 Вт/м2 518 000 Вт

От работающих экспонатов (телевизоры, 63 000 Вт

Осветительная аппаратура, кассовые

Аппараты и т. п)

Итого: 790 000 Вт

Для снятия теплоизбытков дополнительно монтируем еще 4 линии (1 дополнитель­ная линия над кассовой зоной) по 10 агрегатов (через 24 м каждый) с целью только ох­лаждения воздуха. Холодопроизводительность каждого из них (с учетом 30 шт., которые снабжают наружным воздухом торговый зал) составит:

790 000:70= И 300 Вт.

При подаче через каждый агрегат 2400 м3/ч или С= 2880 кг/ч (однотипные с приточ­ными) воздух будет охлаждаться на температуру:

,,_а*з, б_ 11300*3, б „

С+С, 1,005*2880

И с температурой притока:

Tn = — А/ = 25 —14 = 11 °С спускается вниз с высоты 6—8 метров.

Следует предусмотреть установку 4 чиллеров (предварительно разбив зал на 4 зоны) холодильной мощностью 200 кВт каждый.

В складских помещениях следует предусмотреть обычную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена в соответствии с табл. 20.1.

Таблица 20.1

Расчетная температура воздуха и кратность воздухообмена в помещениях магазинов

N

П/п

Помещения

Расчетная температура воздуха для холодного периода года, °С

Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений

Приток

Вытяжка

1

2

Торговые залы магазинов площадью 400 м и менее :

Продовольственных

16

___

1

Непродовольственных

16

1

N

П/п

Помещения

Расчетная температура воздуха для холодного периода года, С

Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений

Приток

Вытяжка

2

2

Торговые залы магазинов площадью более 400 м :

Продовольственных

16

По

Расчету

Непродовольственных

16

По

Расчету

3

Разрубочная

10

3

4

4

Разгрузочные помещения

10

По

Расчету

5

Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные

16

2

1

6

Кладовые (неохлаждаемые):

Хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов,

16

0,5

Овощей, солений, вина, пива, напитков;

8

1

Обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов;

16

2

Прочих товаров

16

0,5

7

Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении)

16

2

2

8

Гладильные

16

По

Расчету

9

Камеры для мусора (неотапливаемые)

1

10

Помещение для механизированого прессования бумажных отходов

16

1,5

11

Помещения для хранения:

Упаковочных материалов и инвентаря

16

_

1

12

Контейнеров обменного фонда

1

13

Тары

8

_

1

14

Уборочного инвентаря, моющих средств

16

1,5

15

Бельевая

18

0,5

16

Мастерские, лаборатории

18

2

3

17

Охлаждаемые камеры для содержания:

Мяса, полуфабрикатов, гастрономии

0

Рыбы

-2

Овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков

4

4

4

Мороженого, пельменей

-15

Пищевых отходов

2

_

10

18

Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением

5

По

Расчету

19

Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением

5

2

3

20

Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ

18

1

21

Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи

16

1 1

N

П/п

Помещения

Расчетная температура воздуха для холодного периода года, С

Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений

Приток

Вытяжка

22

Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала

16

50 м3/ч на унитаз

23

Душевые

25

5

24

Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах)

20

60 м3/ч на чел.

25

Помещения приема и выдачи заказов

16

Posted in Системы вентиляции и кондиционирования