Эксплуатационные особенности Транспортных систем охлаждения Машинные системы охлаждения
Наибольшее распространение получила механическая система охлаждения при помощи компрессора холодильной машины. Система не отличается от рассмотренных ранее холодильных машин. Особенности транспортной конструкции проявляются только в оформлении отдельных элементов холодильной машины. Это прежде всего касается конструкции энергоподвода и способа соединения энергетической установки с компрессором холодильной машины.
По роду привода компрессора различают следующие типы установок:
• с приводом от основного двигателя автомобиля через гидропередачу или непосредственно через специальную электрическую муфту;
• с приводом от автономного специального двигателя внутреннего сгорания;
• с электроприводом от дизель-генератора.
Тип привода зависит в основном от производительности холодильной установки, которая, в свою очередь, определяется грузоподъемностью автомобиля и заданным температурным режимом. Это же определяет и конструктивные особенности установки, ее компоновку и размещение.
В авторефрижераторах малой и средней грузоподъемности используют установки первого типа. В авторефрижераторах средней грузоподъемности применяют в основном установки второго типа, а для авторефрижераторов большой грузоподъемности применяют холодильные установки как второго, так и первого типа.
Недостаток гидропривода (рис. 21.4) состоит в том, что он ограничивает производительность холодильной установки, поэтому в большинстве случаев стремятся к самостоятельному приводу установки.
С этой целью моноблочную холодильную установку комплектуют, например, бензиновым двигателем, дизельным двигателем или двигателем, работающим на пропане. Одной из разновидностей привода компрессора, вентиляторов воздухоохладителя и конденсатора является привод через клиноременную передачу (рис. 21.5).
Рис. 21.4 Компоновка агрегатированных холодильных установок с гидроприводом: а) гидропривод рядом с двигателем; б) гидропривод под кузовом; в) гидропривод впереди двигателя 1 — холодильная установка, 2 — двигатель автомобиля, 3—гидропривод |
Рис. 21.5 Принципиальная схема холодильной установки 1 — ТРВ, 2 — воздухоохладитель, 3 — блок вентиляторов, 4 — бензиновый двигатель, 5 — конденсатор, 6 — теплообменник, 7 — фильтр, 8 — ресивер, 9,11— мановакууметры, 10 — компрессор, 12 — реле давления |
Недостатками существующих систем машинного охлаждения являются их сложность, высокие капитальные затраты на приобретение, установку холодильной машины и относительно медленный выход ее на технологически заданный температурный режим. Это обстоятельство обусловлено рядом причин.
При внутригородских перевозках в летний период теплоприток внутрь кузова через открытую дверь значительно превышает теплоприток через ограждения, поэтому большое значение приобретает скорость выхода холодильной машины на заданную температуру в кузове. При каждом открывании дверей для разгрузки товаров в течение нескольких минут температура воздуха в кузове практически сравнивается с наружной. Для снижения температуры воздуха в кузове до первоначального значения типовой холодильной машине требуется порядка часа. Если водитель в течение рабочего дня должен объехать 6-8 объектов торговли (торговых точек), то при этих условиях холодильная машина рефрижератора не сможет обеспечить стабильную температуру воздуха в кузове.
Для изменения такой ситуации кузов можно разделить на секции с несколькими дверями уменьшенных размеров или использовать в 2- 3 раза более мощную холодильную машину. Однако это значительно удорожает рефрижератор, требует увеличения мощности на валу двигателя.
Эффективное охлаждение кузова автомобиля достигается при посредстве азотной или сухоледной системы охлаждения.
Азотная система основана на разбрызгивании жидкого азота через форсунки распылительного коллектора 3 (рис. 21.6) из специального теплоизолированного сосуда 1 непосредственно в кузов, который в результате этого охлаждается всего за 10 мин.
Охлаждение воздуха в кузове достигается за счет низкой температуры кипения жидкого азота при атмосферном давлении (-195,6 °С) при большой величине теплоты испарения (199,7 кДж/кг).
Температурный уровень воздуха в кузове рефрижератора обеспечивается посредством реле температуры 4, включающего и выключающего соленоидный вентиль 2.
Азотная система позволяет поддерживать температуру воздуха в охлаждаемом объеме с отклонением в ± 1 °С.
Несмотря на отмеченные достоинства азотной системы, для практического применения таких рефрижераторов необходима сеть заправочных станций и специализированное оборудование для ежедневной заправки системы жидким азотом. Кроме того, содержание азота в кузове может достигать 99%, что требует дополнительного времени на проветривание перед входом в него людей.
Рис. 21.6 Устройство подачи жидкого азота 1 — сосуд, 2 — вентиль подачи жидкого азота, 3 — распылительный коллектор, 4 — регулятор температуры, 5 — указатель уровня азота, 6 — предохранительные клапаны, 7 — вентиль заправки, 8 — вентиль сброса холодильного агента, 9 — регулятор давления |
13-996
Сухоледная система охлаждения кузова более проста и имеет меньшую массу при практически равной с азотной системой холодопроизводительности. Техническое исполнение системы охлаждения воздуха разнообразно. Как правило, система представляет собой конструкцию, которая состоит из емкости, заполненной «сухим льдом», через которую вентилятором продувается воздух (рис. 21.7).
«Сухой лед» в виде гранул засыпается в металлическую емкость 2. Через эту емкость вентилятором 3 продувается воздух, который поступает в кузов. Регулирование температуры осуществляется посредством реле температуры 4, включая и выключая вентилятор 3. При открывании дверей концевой выключатель 5 отключает систему.
Эксплуатация таких систем показала, что время выхода кузова на температурный режим составляет 10-20 мин. Эффективность охлаждения воздуха в кузове обеспечивается низкой температурой сублимации «сухого льда» (-78,9 °С) при высоком значении теплоты сублимации (575 кДж/кг).
Длительность механизированной заправки рефрижератора «сухим льдом» — 7-10 мин.
Широкое внедрение таких систем сдерживается относительным дефицитом «сухого льда» и неясностью ближайших перспектив его производства с точки зрения влияния диоксида углерода на глобальное потепление атмосферы Земли. Кроме того, эксплуатация системы с расходуемым холодильным агентом обычно обходится дороже, чем цикличное машинное охлаждение.
Рис. 21.7 Система охлаждения кузова сухим льдом 1 — изолированная емкость, 2 — короб с «сухим льдом», 3 — вентилятор, 4 — регулятор температуры, 5 — выключатель системы |
Таким образом, каждый вид автомобильного холодильного транспорта имеет свои преимущества, недостатки и особенности, поэтому его выбор должен основываться на технико-экономическом анализе ситуации.
Автомобильный транспорт — это транспорт широкого профиля. Помимо традиционных видов холодильного транспорта — крупно — и малотоннажных авторефрижераторов, торговых прицепов — получили распространение автомагазины, оснащенные холодильным оборудованием, автокафе-грили с холодильным оборудованием, автоаптеки с холодильным оборудованием на аккумуляторах холода и т. д.
В них в качестве транспортного холодильного оборудования используются холодильные витрины, шкафы, холодильные камеры и т. д., учитывающие специфику эксплуатации холодильного оборудования в транспортных условиях.
Малотоннажные рефрижераторы предназначаются для перевозки охлажденной продукции, а также для развозки такой продукции в течение рабочего дня по ряду торговых точек.
Малотоннажные авторефрижераторы содержат следующие основные составляющие: шасси, изотермический кузов, холодильное оборудование.
В качестве шасси наиболее широко используется продукция автозаводов «ВАЗ», «ГАЗ» и «ЗИЛ», включая ВИС, ГАЭ-3302 «Газель» (рис. 21.8,21.9) и ЗИЛ-5301 «Бычок». Типовые объемы кузовов на автомобилях типа ВИС, «Газель», «Бычок» составляют 2,8; 8-10; 14-24 м3.
Выбор того либо иного шасси в условиях стоимостных ограничений всецело обусловлен требованиями заказчика по грузоподъемности. Для ГАЭ-3302 «Газель» эта величина составляет приближенно 1000 кг, а для автомобиля ЗИЛ-5301 «Бычок» эта же величина составляет 3000 кг.
В качестве изотермических кузовов используются кузова, изготовленные из сэндвич-панелей с пенополистирольной или пенополиуре — тановой теплоизоляцией толщиной 0,04-0,1 м.
Основным показателем качества изотермических свойств кузова является коэффициент теплопередачи, который должен быть не выше 0,4 Вт/(м2 • °С).
Наиболее близкими к таким показателям являются пластиковые кузова из пятислойных сэндвич-панелей.
Конструкция кузова зависит от назначения рефрижератора. Если рефрижератор предназначен только для перевозки продовольствия из одной торговой точки в другую, кузов содержит две задние распашные двери. Холодильная машина авторефрижератора ГАЭ-3302 «Газель» имеет привод от двигателя автомобиля. Авторефрижератор дополнительно оснащен стояночной секцией, т. е. холодильной машиной, которая на время погрузки или разгрузки авторефрижератора подключается к электрической сети торговой точки. Холодильное оборудование обеспечивает температуру воздуха в кузове от -20 до 5 °С.
В том случае, если транспортное средство предназначено для развозки замороженных продуктов, кузов обычно содержит боковые двери, количество которых составляет: 3-6 для автомобиля «Газель» и 4- 8 для автомобиля типа «Бычок».
Температура воздуха в многодверном рефрижераторе «Газель» — -20…-10 °С — обеспечивается работой стояночной секции и посредством аккумуляторов холода.
Представителем холодильного транспорта небольшой грузоподъемности является рефрижератор на базе шасси ВАЗ (рис. 21.10)!
Холодильная установка С-090 (Гетто King) с приводом от двигателя автомобиля обеспечивает температуру воздуха в охлаждаемом объеме 0-5 "С.
Холодильное оборудование для малотоннажных рефрижераторов делится на две группы: холодильное оборудование со стандартной холодильной машиной, имеющей воздухоохладитель, и холодильное оборудование с аккумуляторами холода.
Рис. 21.8 Рис. 21.9 Рефрижератор на базе Многодверный рефрижератор Шасси ГАЭ-3302 «Газель» на базе шасси ГАЭ-3302 «Газель» |
Рис. 21.10 Авторефрижератор ВАЗ-2105 |
Рир. 21.11 Испаритель-аккумулятор 1 — наружный кожух, 2 — этектический раствор, 3 — змеевик испарителя, 4 — штуцер выходной, 5 — штуцер для вакуумирования, 6 — штуцер входной |
В состав малотоннажного холодильного оборудования входят: компрессор, конденсатор, испаритель (воздухоохладитель) и блок управления. В ряде случаев возможна модификация холодильного оборудования с включением в состав установки так называемой стояночной секции, компрессор которой работает от напряжения 220 V.
В малотоннажных рефрижераторах работа компрессора осуществляется путем привода от двигателя автомобиля.
Блок управления позволяет осуществлять включение (выключение) компрессора при работающем двигателе, осуществляя контроль температуры в изотермическом кузове.
В зависимости от применяемой модели холодильного оборудования холодопроизводительность холодильной машины лежит в диапазоне от 2650 Вт (при температуре воздуха на входе в испаритель 0 °С) до 1480 Вт (при температуре воздуха на входе в испаритель -20 °С).
Авторефрижераторы с аккумуляторами холода в качестве холодильного оборудования используют: холодильный агрегат, аккумуляторы холода, элементы контроля и управления.
Аккумуляторы холода (рис. 21.11) представляют собой конструкцию, выполненную в виде плоского металлического корпуса с расположенным внутри него трубопроводом для прохождения хладагента. Внутри короба находится эвтектический раствор с требуемой температурой замерзания, например -30 °С. Холодильный агрегат и аккумулятор холода образуют единую холодильную систему.
Работа холодильного оборудования осуществляется следующим образом. На ночь холодильное оборудование рефрижератора подключается к сети переменного тока напряжением 220 V. В течение 8-10 ч осуществляется замораживание эвтектических растворов аккумуляторов. В испарит елях-аккумуляторах холод запасается в виде ледяных образований. Этого обычно бывает достаточно, чтобы при развозке продовольствия и при 20-40 открываниях одной из дверей многодверного рефрижератора можно было обеспечить температуру внутри кузова на уровне -20…-15 °С.
После возвращения рефрижератора на базу рефрижератор вновь подключается для зарядки аккумуляторов холода к сети 220 V.
Рефрижератор с аккумуляторами холода имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с рефрижераторами с воздухоохладителями:
• загрузка продуктов осуществляется не в теплый кузов, а в охлажденный до требуемой температуры, например -24…-22 °С;
• температура в кузове при открывании одной из многих боковых дверей падает незначительно;
• нет отбора мощности от двигателя автомобиля для работы холодильной установки, что положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобиля и сроках службы автомобильного двигателя;
• повышенная ремонтопригодность рефрижератора с аккумуляторами холода по сравнению с воздухоохладителями.
Разновидностью авторефрижераторов являются автомагазины. Автомагазины
Автомагазины (рис. 21.12), оснащенные холодильным оборудованием, предназначаются для проведения выездной торговли и продажи разнообразных продуктов. Автомагазины предназначены для продажи колбасных изделий, замороженных полуфабрикатов, пельменей, молока и молочных продуктов, разливного молока, свежего мяса, свежей и мороженой рыбы, кур, пива.
Автомагазины содержат следующие составляющие: шасси, торговый кузов, холодильное оборудование, электрооборудование, торговое оборудование.
Для осуществления торговли используются различные по характеристикам торговые кузова. Огромное многообразие торговых кузовов можно свести в три группы.
Первая группа. Это кузова с крашеной металлической обшивкой и с теплоизоляцией из пенопластовых плит толщиной 25-50 мм. Это самые недорогие и простые в производстве кузова. Основной недостаток — подверженность коррозии и невысокие теплозащитные свойства.
Вторая группа. Это кузова из сэндвич-панелей с крашеной металлической теплоизоляцией из пенополиуритана. Они имеют хорошую теплоизоляцию фургона, но сохраняют основной недостаток — подверженность коррозии даже при использовании оцинкованного железа.
Третья группа. Это кузова, выполненные из пятислойных сэндвич — панелей с пластиковым внешним покрытием и пенополистирольной теплоизоляцией с алюминиевым обрамлением кузова. Они имеют высокую теплоизоляцию и обладают высокими эксплуатационными характеристиками из-за отсутствия коррозии.
В состав типового холодильного оборудования автомагазина входят холодильная витрина, холодильный шкаф, холодильная камера.
Стандартные витрины, шкафы и камеры, предназначенные для стационарных объектов, не могут быть использованы в автомагазинах, поскольку:
• не предназначались для эксплуатации в условиях многообразных динамических и вибрационных нагрузках;
• в автомагазинах наблюдается значительное превышение уровня температурных воздействий на холодильное оборудование, достигающее температур 35-45 °С, по сравнению с температурами помещений стационарных магазинов 25 "С;
• типоразмеры стационарного холодильного оборудования не вписываются в ограниченные размеры кузовов.
Кроме того, холодильное оборудование с конвективным движением воздуха в нем непригодно, так как в течение одного рабочего дня количество открываний, например двери шкафа, при интенсивной торговле доходит до 300-500.
Рис. 21.12 Автомагазин на базе шасси ГАЭ-3302 «Газель» |
Все это определяет специфику комплекса холодильного оборудования для автомагазина.
В качестве холодильного оборудования используются холодильные агрегаты и элементы автоматики фирм DANFOSS, Electrolux, Friga Bohn. Качество и долговечность изделий достигаются тем, что в процессе производства используется высококачественная порошковая окраска элементов изделий, в витринах применяются высококачественная нержавеющая сталь, алюминиевые изделия и витринные стекла.
Все изделия имеют автоматическое удаление инея с поверхности испарителей, позволяющее своевременно удалять иней и восстановить нормальный процесс поддержания требуемого температурного режима в охлаждаемом объеме.
Электрооборудование автомагазинов предназначено для питания холодильного оборудования, освещения и работы торгового оборудования. Его основные параметры: напряжение 220 V, частота 50 Гц, мощность до 5 кВт.
Автомагазин содержит дополнительное торговое оборудование для осуществления торговли. К нему относятся: мойка, полки, разделочные столы, ниши для одежды, кассовые аппараты, весы.
Автокафе-гриль с холодильным оборудованием
Автокафе-гриль преимущественно выполняется на шасси автомобиля ГАЭ-3302 «Газель» либо на шасси прицепа. Автокафе оснащается электрическим либо газовым грилем для приготовления кур. Грили могут обеспечить приготовление от 12 до 66 кур.
Транспортное холодильное оборудование
Транспортное холодильное оборудование представлено следующими изделиями: холодильными витринами, холодильными шкафами, холодильными камерами. Основные технические характеристики отражены ниже.
Холодильные витрины предназначены для демонстрации продуктов при обеспечении работоспособности и эксплуатации их в составе автомобиля. Температура внутри витрин: -4…8 °С. Объемы витрин: 500- 1000 л. Напряжение питания 220 V. Потребляемая электрическая мощность 400-600 Вт.
Холодильные шкафы предназначены для хранения ограниченного количества продуктов весом 160-300 кг при эксплуатации их в составе автомобиля. Температура воздуха внутри шкафа 0…4 °С. Объем холодильного шкафа 350-1200 л. Длина шкафа 1,9-3 м. Напряжение питания 220 V. Потребляемая электрическая мощность 400-600 Вт.
Холодильные камеры. Температура внутри камеры 0…+4 °С. Объемы холодильной камеры 2000-4000 л. Длина камеры 2-4 м. Напряжение питания 220 V. Потребляемая электрическая мощность 400-800 Вт.
Posted in Холодильная техника