Автомобильный холодильный транспорт
Автомобильный холодильный транспорт используют как для внутригородских, так и для междугородных (в том числе и международных) рейсов.
Междугородные перевозки выполняет автотранспорт большой грузоподъемности (от 5 до 120 т), длительность рейсов достигает нескольких суток, а протяженность — нескольких тысяч километров, причем двери охлаждаемого кузова на протяжении всей дороги остаются закрытыми. При такой степени автономности холодильная установка транспортного средства должна быть высоконадежной и многофункциональной, поэтому такие установки требуют применения более сложной схемы управления, чем стационарные холодильные установки такой же холодопроизводительности.
Для международных перевозок часто используются охлаждаемые контейнеры, преимуществом которых является автономность конструкции и простота выполнения транспортных операций.
Внутригородские (и внутриобластные) перевозки производятся в течение рабочего дня и сопровождаются частыми остановками продолжительностью 20-30 мин с открыванием дверей при разгрузке. Для этих перевозок используются автомобили малой и средней грузоподъемности (соответственно 0,5-2,0 и 2,0-5,0 т). Они делятся на две основные группы: изотермические (с теплоизолированным кузовом, но без холодильной установки) и авторефрижераторы (с теплоизолированным кузовом и автономной холодильной установкой).
Кроме перечисленных групп транспортных средств выделяют промежуточные варианты конструкций рефрижераторов. В них источник холода является периодически возобновляемым. К ним относят автомобили с азотной, сухоледной и зероторной (аккумуляторной) системами охлаждения.
При изготовлении и эксплуатации холодильного транспорта должны соблюдаться технические требования, зафиксированные в Женевском «Соглашении по международным перевозкам скоропортящихся продуктов и специальному оборудованию, применяемому для таких перевозок». При перевозке охлажденных или замороженных грузов изотермическим автомобилем низкая температура в кузове поддерживается либо за счет холода, аккумулированного самим грузом, либо за счет загрузки непосредственно в кузов источника холода, например сухого льда (твердой углекислоты).
По способности создавать и поддерживать температуру внутри кузова рефрижераторы подразделяются на три класса: класс А — 0…+12 °С;
Класс В—— 10…+12 °С; класс С—— 20…+ 12 °С. Рефрижераторы класса
В и С должны иметь усиленную теплоизоляцию.
У большинства рефрижераторов в зимнее время кузов может обогреваться за счет работы холодильной машины в режиме теплового насоса. В большинстве случаев ее компрессор имеет привод либо от двигателя автомобиля, либо от собственного двигателя. Существуют модификации рефрижераторов, оборудованные дополнительным компрессором, работающим от внешней электросети с напряжением 220 или 380 V, для работы во время стоянки или перед загрузкой.
Posted in Холодильная техника