Автомобильные кондиционеры
Любой современный автомобиль должен отвечать требованиям по комфорту и надежности. Автомобильный кондиционер — важный прибор, позволяющий водителю всегда чувствовать себя комфортно.
Первые кондиционеры для охлаждения воздуха разработаны американской фирмой Carrier Transicold специально для использования на автомобилях. С 1941 г. в США начали серийно оснащать автомобили кондиционерами. К началу 90-х гг. в США кондиционерами было укомплектовано 85% легковых автомобилей и 55% грузовиков.
Первый кондиционер, собранный в конце 50-х гг. из отечественных комплектующих, был установлен на семиместный правительственный лимузин «ЗИЛ-111-Г».
В 1976 г. кондиционерами начали оснащать карьерные самосвалы, «дальнобойные» грузовики и комбайны.
Современные автомобильные кондиционеры — это устройства, регулирующие температуру, чистоту и циркуляцию воздуха в салоне автомобиля.
Конструкции кондиционеров многообразны. Однако во всем, что касается подачи воздуха и его очистки (фильтры), кондиционеры разных лет производства примерно одинаковы. В основном они различаются типами холодильных машин.
На сегодняшний день наиболее употребительной холодильной машиной является компрессионная. Компрессионная холодильная машина пока остается непревзойденной по совокупности технических и потребительских параметров, особенно по соотношению «стоимость-эффективность». Поэтому усилия основных фирм-производителей кондиционеров направлены не столько на поиски новых принципов отбора тепла, сколько на совершенствование конструкций, работающих по упомянутому принципу, — более совершенная механика, более «умная» автоматика, модный дизайн, эргономичность, удобство обслуживания и т. д.
Автомобильный кондиционер состоит из тех же компонентов, что и любая холодильная машина. Привод компрессора (рис. 20.15, 20.16) осуществляется в большинстве своем от двигателя автомобиля посредством ременной передачи.
Регулирование температуры в салоне осуществляется при помощи специальной электромагнитной муфты, установленной на валу компрессора. На большинстве современных автомашин система кондицио-
—— 2 |
Рис,20.15 Схема размещения кондиционера в легковом автомобиле марки ВАЗ 1 — конденсатор, 2 — компрессор, 3 — ресивер-осушитель, 4 — воздухоохладитель |
Рис. 20.16 Схема размещения кондиционера в автомобилях иностранного производства 1 — конденсатор, 2 — компрессор, 3 — воздухохладитель |
Нирования управляется микропроцессорной системой «Климаткон — троль», регулирующей расход воздуха, его нагрев или охлаждение в зависимости от температуры, контролируемой датчиками температуры, установленными в салоне и снаружи автомобиля.
Представленный на рис. 20.15 кондиционер (климатическая установка «Август») являются результатом совместной разработки японских и российских инженеров, создавших их надежными, рассчитанными на весь срок эксплуатации автомобиля. Автомобильные кондиционеры разработаны совместно с японской фирмой Unicla. Климатические установки «Август» предназначены для установки на автомобили: ВАЗ-21102, ВАЗ-21103, ВАЗ-21110, ВАЗ-21113, ВАЗ-21120 и их модификаций.
Климатическая установка «Август-23БС-2110-111(112)» имеет хо — лодопроизводительность 5400 Вт. Максимальная мощность, отбираемая от двигателя, — 5 л. с. Увеличение расхода топлива при работе установки: при скорости движения 90 км/ч и температуре воздуха 40 °С — 0,6 л/100 км, при скорости движения 120 км/ч — 0,8 л/100 км. Городской режим соответствует увеличению расхода топлива — 1,0 л/100 км.
Точность поддержания температуры в салоне ±2 °С. Полный ресурс до замены кондиционера составляет 1 млн км (кроме натяжного ролика и приводного ремня).
В качестве холодильного агента используется хладон R134a. Конденсатор располагают перед основным радиатором. Испаритель находится у радиатора отопителя салона автомобиля.
Размещение элементов холодильной машины, базирующееся на определяющем принципе — принципе компактности конструкции, предопределило место размещения некоторых элементов холодильной машины. В частности, конденсатор кондиционера обычно размещают перед радиатором двигателя. Поэтому пыль и грязь прежде всего попадают на конденсатор, существенно ухудшая условия теплообмена.
Применение сальниковых компрессоров с приводом от двигателя автомобиля обусловливает все эксплуатационные особенности компрессоров подобного типа и присущие им недостатки, включая возможные потери масла и холодильного агента из холодильной машины.
Воздухоохладитель кондиционера в случае отсутствия фильтра (автомобили ВАЗ, ГАЗ) нуждается в постоянном контроле состояния, поскольку в отсутствие фильтра возможно попадание в него грязи, листьев от деревьев, тополиного пуха и т. д. На большинстве импортных автомобилей салонные фильтры являются обязательным атрибутом кондиционера.
Таким образом, кондиционер как сложная система требует периодического сервисного обслуживания, как правило, раз в году. Оно включает в себя постоянный контроль и диагностику на предмет проверки герметичности системы, состояния натяжения приводного ремня, проверку работы воздухоохладителя и т. д.
С этой целью следует регулярно удалять грязи и соли с теплооб — менной поверхности конденсатора, очищать испаритель специализированными средствами или установить перед ним фильтр.
Комплексное обслуживание и ремонт автомобильных кондиционеров осуществляют в специализированных мастерских, обеспеченных комплектным материалом и инструментами для ремонта кондиционеров различных фирм.
Posted in Холодильная техника