Автомобильные кондиционеры

Любой современный автомобиль должен отвечать требованиям по ком­форту и надежности. Автомобильный кондиционер — важный прибор, позволяющий водителю всегда чувствовать себя комфортно.

Первые кондиционеры для охлаждения воздуха разработаны аме­риканской фирмой Carrier Transicold специально для использования на автомобилях. С 1941 г. в США начали серийно оснащать автомоби­ли кондиционерами. К началу 90-х гг. в США кондиционерами было укомплектовано 85% легковых автомобилей и 55% грузовиков.

Первый кондиционер, собранный в конце 50-х гг. из отечественных комплектующих, был установлен на семиместный правительственный лимузин «ЗИЛ-111-Г».

В 1976 г. кондиционерами начали оснащать карьерные самосвалы, «дальнобойные» грузовики и комбайны.

Современные автомобильные кондиционеры — это устройства, ре­гулирующие температуру, чистоту и циркуляцию воздуха в салоне ав­томобиля.

Конструкции кондиционеров многообразны. Однако во всем, что касается подачи воздуха и его очистки (фильтры), кондиционеры раз­ных лет производства примерно одинаковы. В основном они различа­ются типами холодильных машин.

На сегодняшний день наиболее употребительной холодильной маши­ной является компрессионная. Компрессионная холодильная машина пока остается непревзойденной по совокупности технических и потре­бительских параметров, особенно по соотношению «стоимость-эффек­тивность». Поэтому усилия основных фирм-производителей кондицио­неров направлены не столько на поиски новых принципов отбора тепла, сколько на совершенствование конструкций, работающих по упомяну­тому принципу, — более совершенная механика, более «умная» автома­тика, модный дизайн, эргономичность, удобство обслуживания и т. д.

Автомобильный кондиционер состоит из тех же компонентов, что и любая холодильная машина. Привод компрессора (рис. 20.15, 20.16) осуществляется в большинстве своем от двигателя автомобиля посред­ством ременной передачи.

Регулирование температуры в салоне осуществляется при помощи специальной электромагнитной муфты, установленной на валу ком­прессора. На большинстве современных автомашин система кондицио-

Автомобильные кондиционеры

—— 2

Рис,20.15

Схема размещения кондиционера в легковом автомобиле марки ВАЗ 1 — конденсатор, 2 — компрессор, 3 — ресивер-осушитель, 4 — воздухоохладитель

Автомобильные кондиционеры

Рис. 20.16

Схема размещения кондиционера в автомобилях иностранного производства 1 — конденсатор, 2 — компрессор, 3 — воздухохладитель

Нирования управляется микропроцессорной системой «Климаткон — троль», регулирующей расход воздуха, его нагрев или охлаждение в зависимости от температуры, контролируемой датчиками температу­ры, установленными в салоне и снаружи автомобиля.

Представленный на рис. 20.15 кондиционер (климатическая установ­ка «Август») являются результатом совместной разработки японских и российских инженеров, создавших их надежными, рассчитанными на весь срок эксплуатации автомобиля. Автомобильные кондиционеры раз­работаны совместно с японской фирмой Unicla. Климатические установ­ки «Август» предназначены для установки на автомобили: ВАЗ-21102, ВАЗ-21103, ВАЗ-21110, ВАЗ-21113, ВАЗ-21120 и их модификаций.

Климатическая установка «Август-23БС-2110-111(112)» имеет хо — лодопроизводительность 5400 Вт. Максимальная мощность, отбираемая от двигателя, — 5 л. с. Увеличение расхода топлива при работе уста­новки: при скорости движения 90 км/ч и температуре воздуха 40 °С — 0,6 л/100 км, при скорости движения 120 км/ч — 0,8 л/100 км. Город­ской режим соответствует увеличению расхода топлива — 1,0 л/100 км.

Точность поддержания температуры в салоне ±2 °С. Полный ресурс до замены кондиционера составляет 1 млн км (кроме натяжного ролика и приводного ремня).

В качестве холодильного агента используется хладон R134a. Кон­денсатор располагают перед основным радиатором. Испаритель нахо­дится у радиатора отопителя салона автомобиля.

Размещение элементов холодильной машины, базирующееся на опре­деляющем принципе — принципе компактности конструкции, пред­определило место размещения некоторых элементов холодильной ма­шины. В частности, конденсатор кондиционера обычно размещают пе­ред радиатором двигателя. Поэтому пыль и грязь прежде всего попа­дают на конденсатор, существенно ухудшая условия теплообмена.

Применение сальниковых компрессоров с приводом от двигателя автомобиля обусловливает все эксплуатационные особенности ком­прессоров подобного типа и присущие им недостатки, включая воз­можные потери масла и холодильного агента из холодильной машины.

Воздухоохладитель кондиционера в случае отсутствия фильтра (ав­томобили ВАЗ, ГАЗ) нуждается в постоянном контроле состояния, поскольку в отсутствие фильтра возможно попадание в него грязи, ли­стьев от деревьев, тополиного пуха и т. д. На большинстве импортных автомобилей салонные фильтры являются обязательным атрибутом кондиционера.

Таким образом, кондиционер как сложная система требует перио­дического сервисного обслуживания, как правило, раз в году. Оно вклю­чает в себя постоянный контроль и диагностику на предмет проверки герметичности системы, состояния натяжения приводного ремня, про­верку работы воздухоохладителя и т. д.

С этой целью следует регулярно удалять грязи и соли с теплооб — менной поверхности конденсатора, очищать испаритель специализи­рованными средствами или установить перед ним фильтр.

Комплексное обслуживание и ремонт автомобильных кондиционе­ров осуществляют в специализированных мастерских, обеспеченных комплектным материалом и инструментами для ремонта кондиционе­ров различных фирм.

Posted in Холодильная техника