Автомобильные холодильники

По конструктивному исполнению автомобильные холодильники мо­гут быть подразделены на изотермические емкости, полупроводнико­вые холодильники и компрессионные холодильники.

Конструктивно самые простые из них — изотермические емкости. Они представляют собой изотермическую емкость, герметично закры­ваемую крышкой. Изотермические емкости в равной мере сохраняют тепло и холод. Теплоизоляцию выполняют из вспененных полимер­ных материалов. Благодаря хорошей теплоизоляции внутри емкости в течение 8-10 ч поддерживается приемлемая для сохранения продук­тов температура.

В изотермические емкости помещают предварительно охлажденные Или разогретые продукты. Изотермические холодильники имеют раз­ный объем. Самые маленькие (сумки-холодильники) имеют объем от 5 до 15 л, большие емкости — до 50 л.

Эффективность изотермической емкости в качестве холодильника можно повысить, поместив в нее пакеты с эвтектической смесью (так называемые аккумуляторы холода). Они представляют собой неболь­шие, герметично закрытые пакеты с соляным эвтектическим раствором. Перед размещением пакета с эвтектической смесью в изотермической емкости его следует поместить на несколько часов в низкотемператур­ное отделение холодильного оборудования. Таяние эвтектической смеси происходит при низкой отрицательной температуре, что позволяет эф­фективно охлаждать воздух в объеме изотермической емкости.

Автомобильные холодильники

Рис. 16.5

Автомобильные сумки-холодильники

В том случае, если преследуется цель сохранить продукты, напри­мер шашлык или курицу-гриль, горячими, то тот же аккумулятор холо­да (пакеты с эвтектическим раствором) опускают в горячую, нагретую до 80 °С воду, и пакет уже выполняет роль нагревательного элемента. Он увеличивает длительность хранения продуктов в горячем состоя­нии еще несколько часов.

Более эффективным источником холода или тепла является элект­рический автомобильный холодильник.

В зависимости от конструкции такие автомобильные холодильни­ки подразделяются на термоэлектрические и компрессионные.

Термоэлектрические холодильники являются самыми распространен­ными. Термоэлектрические холодильники могут не только обеспечи­вать низкую температуру воздуха в охлаждаемом объеме, но й нагре­вать их до температуры 60-70 °С.

Потребляемая мощность термоэлектрических холодильников ем­костью 30-50 л составляет порядка 70 Вт. Разность температур между температурой воздуха в охлаждаемом объеме и температурой воздуха, в котором находится полупроводниковый холодильник, составляет 30- 35 °С. Следовательно, при температуре воздуха, окружающего хо­лодильник, равной 25 "С, температура воздуха в охлаждаемом объеме составит -10…-5 °С. Питание полупроводникового холодильника воз­можно от сети напряжением 220 V или от автомобильного аккумуля­тора напряжением 12 V.

В подобных моделях полупроводниковые устройства не обеспечи­вают большую холодопроизводительность. Эффективность их работы прежде всего зависит от температуры окружающей среды и от особен­ностей теплообмена на холодной (испаритель) и горячей (конденсатор) поверхностях полупроводниковых элементов. Применение вентиля­торов, прежде всего на горячей поверхности, приводит к понижению температуры воздуха в охлаждаемом объеме. На рис. 16.5 (правый об­разец) видно отверстие, закрытое декоративной решеткой, за которой находится вентилятор.

Компрессионные автомобильные холодильники используют холодиль­ные агенты и работают в режиме обычной паровой холодильной ма­шины. Они успешно охлаждают воздух в холодильнике, но не могут нагревать пищу аналогично термоэлектрическим холодильникам.

Сравнительно с полупроводниковыми холодильниками компрес­сионные холодильники громоздки и тяжелы. Они требуют большого расхода электроэнергии и могут «посадить» аккумулятор во время сто­янки автомашины.

Компрессионные холодильники емкостью более 50 л подходят ско­рее для грузоподъемного транспорта, такого как, например, автобусы. Для легковых автомобилей обычно хватает тридцатилитрового термо­электрического холодильника, который, как правило, устанавливает­ся в багажнике автомобиля.

Небольшой холодильник может быть установлен и в салоне. Одна­ко при этом следует исходить из того, что количество продуктов, кото­рые могут быть размещены в холодильнике, невелико.

Работа компрессора открытого типа, установленного на легковом автомобиле и имеющего выход коленчатого вала за пределы герметич­ного объема картера, обеспечивается ременной передачей от двигателя. Такая конструкция передачи «двигатель—компрессор» и компрессо­ра в целом обусловливает все известные эксплуатационные недостат­ки, присущие компрессорам открытого типа. Такая конструкция пе­редачи обусловливает зависимость работы холодильной машины от работы двигателя автомобиля. Кройе того, возможна утечка холодиль­ного агента и масла через сальник компрессора. Все, вместе взятое, предопределяет предпочтение в применении в легковых автомобилях полупроводниковых холодильников.

Posted in Холодильная техника