ИСПАРИТЕЛИ
Как и у конденсаторов, большую группу образуют кожухотруб — ные испарители. Их конструкция во многом подобна конструкции таких же конденсаторов.
Если в конденсаторы пары хладагента поступают, как правило, сверху, а жидкий хладагент выходит снизу, то в испарителях — наоборот.
В зависимости от того, где кипит хладагент, различают испарители с межтрубным и внутри — трубным кипением.
В испарителях с межтрубным кипением хладагент кипит в межтрубном пространстве, а хладо — носитель — вода или другая жидкость с низкой температурой замерзания — протекает по трубам. Существует два варианта: хладагент заполняет большую часть межтрубного пространства (в испарителях затопленного типа) или стекает по трубам при подаче насосом ненспарившейся жидкости из нижней части в разбрызгиватели (в испарителях оросительного типа). Последние отличаются более эффективной работой, но сложнее по конструкции и дороже.
Выход газообразного аммиака, |
Лу50 |
РИС. 4. Испарительиын к о идет а! ор: 1 —■ корпус; ‘2 — поддон; 3 ■— основная со;- ция; 4 — оросительная система, .5 — члн мнкатор; в — форконденсатор; 7 диффузор; 8 — водяной насос; 9 предохра нительний клапан; 10 —вентилятор |
В аммиачных испарителях для сбора масла, поскольку оно не растворяется в хладагенте, » нижней части обычно имеется маслоот — стойник, из которого масло необходимо периодически удалять.
Во фреоновых испарителях кипящая масло-фреоновая смесь обычно образует густую пену, с которой масло постоянно уносится, так что оно не скапливается. В этих испарителях в верхней части кожуха обычно предусматривают свободное от труб пространство.
С масло-фреоновой пеной уно сится также некоторое, хотя и небольшое, количество неиспаривше — гося хладагента, которое не участвует в выработке холода, его мож но утилизировать в регенеративном теплообменнике,
В последнее время получили распространение кожухотрубные испарители с внутритрубным ки пением хладагента. По конструкции они мало отличаются от испарителей с межтрубным кипением.
Чтобы существенно повысить теплоотдачу от хладоносителя, подаваемого в межтрубное пространство, внутри кожуха устанавливают направляющие перегородки, заставляющие поток хладоносителя двигаться «змейкой».
Теплоотдача от фреона хуже, чем от аммиака, поэтому во фреоновых испарителях необходимо увеличивать тенлообменную поверхность со стороны фреона. В испарителях с межтрубным кипением это достигается обычным способом — применением труб с накатанными на внешнюю поверхность невысокими ребрами. В испарителях с внутритрубным кипением в медную трубу запрессовывают на всю длину алюминиевый сердечник со звездообразным (8— 10 лучей) сечением. В такой трубе хладагент движется по узким параллельным каналам, образованным впадинами сердечника.
Благодаря незначительному объему каналов в холодильную машину с испарителем с внутритрубным кипением нужно заправлять гораздо меньше хладагента, чем в такую же машину с испарителем с межтрубным кипением. Это большое преимущество, когда в качестве хладагента используется какое-либо дорогостоящее вещество.
В испарителях с межтрубным кипением из соображений безопасности необходимо устанавливать режим работы, при котором температура охлажденной воды не должна опускаться ниже 6—7 °С. Иначе, при возможном отклонении режима (понижении температуры кипения на несколько градусов), пода в трубах может быстро замерзнуть (воды мало, а запас холода в кипящем хладагенте большой) и, расширяясь, разрушить элементы конструкции аппарата.
В испарителях с внутритрубным кипением картина обратная: воды в корпусе много, а хладагента в трубах мало, поэтому нет опасности замерзания воды при понижении температуры кипения (по крайней мере в течение того времени, пока не будут приняты меры для устранения причин, вызвавших понижение температуры). Это позволяет получать в испарителях с внутритрубным кипением воду с температурой всего I —2 °С.
В последние годы стали меньше производить, но все еще продолжают эксплуатировать испарители открытого типа — с открытой системой циркуляции хладоносителя, например воды (рис. 5). Она охлаждается в открытом баке (необязательно металлическом — он может быть железобетонным). В хла — доноситель погружены охлаждающие элементы — трубы или панели, внутри которых кипит хладагент. Для интенсификации теплоотдачи вода перемешивается мешалкой, работающей от электродвигателя. Охлажденная вода отбирается из бака насосом и подается потребителю холода.
Испарители открытого типа проще и дешевле в изготовлении, но из-за соприкосновения хладоносителя с. воздухом подвержены кор
розии, поэтому менее предпочтительны, чем испарители закрытою типа.
Существуют также пластинчатые испарители, по конструкции подобные пластинчатым конденсаторам.
Большую группу составляют испарители для охлаждения воздуха. Движение его в аппаратуре может быть принудительным, тогда аппарат называют воздухоохладителем. либо естественным, тогда это — охлаждающая батарея.
РИС. 5. Панельный испаритель открытого типа: I — отделитель жидкости; 2 — исходной патрубок для парон хладагента; 3 — сборный коллектор; 4 — коллектор, распределяющий парожилкостиую смесь; 5 входной патрубок для мярожидкостиой смеси хладагента; 6, 7, 8 — патрубки для хладо — носитеяя соответственно переливной, выходной и е. жвний; 9 — теплоизоляция; 10 — патрубок для слива масла; 11 предохранительный клапан |
І-ЧВ1
И в том и в другом случае низкий коэффициент теплоотдачи со стороны воздуха требует мощного оребрения. По существу охлаждающая батарея и представляет собой тем или иным образом скомпонованные оребренные трубы, которые крепят к стенкам либо потолку охлаждаемого помещения.
В состав воздухоохладителя ИХО, ЧНГ одни или несколько ЦІЛІЇ и ляторов.
Устройсг во возду х оохл аді :тел я п а поминает устройство воздушного кокцеисаторл. В коіпухоохладите — де необходимо обеспечить равномерное распределение хладагента по всем трубам (когда имеется несколько параллельно работающих змеевиков). Для этого применяют специальные устройства, имеющие один вход для парожид — костной смеси, ггоднодимой от дросселирующего устройства, и столько выходов, сколько нужно питать змеевиков. Одинаковые каналы внутри распределяющего устройства обеспечивают равномерную подачу хладагента в змеевики.
Змеевики воздухоохладителей и охлаждающие батареи, работающие при отрицательных температурах воздуха, покрываются инеем из-за вымерзания имеющейся в воздухе влаги. В результате ухудшается теплообмен, поэтому иней требуется периодически оттаивать, не допуская образования «снеговой шубы».
Способы оттаивания инея — подачей в аппарат горячих паров хладагента прямо из компрессора, с помощью электронагревателей, орошением поверхности аппарата снаружи теплой жидкостью.
|
Необходимую площадь тсплооб — менной поверхности Г, м2, конденсатора или испарителя определяют делением тепловой нагрузки Q, Вт, на коэффициент теплопередачи k, Вт/(м2-К) и усредненный температурный напор 0. К, между хладагентом и средой: сти машины Qo, а нагрузка конденсатора QK примерно на 30 % больше (точнее ее можно определить из теплового расчета холодильной машины).
Коэффициент теплопередачи k рассчитывают по формулам, которые можно напти н специальной литературе. Значение его варьируется примерно от 5 Bt/(mv-K) при естественной конвекции воздуха до 4000 Вт/(м2-К) при принудительном движении жидкой среды с большой скоростью (1,5—2 м/с).
Способ усреднения температурного напора В также изложен в специальной литературе. В разных аппаратах он составляет от 5 до 15 °С.
Posted in К холодильной технике